Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховая не платит деньги за независимую экспертизу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Очень часто страховые фирмы, создавая видимость страховой выплаты, в действительности выплачивают минимальную сумму по страховке, которая в разы меньше настоящего размера полученного ущерба. В последние годы в нашей стране большинство страховых организаций значительно занижают страховые выплаты, иногда этот показатель достигает 30-90% от фактической суммы ущерба. Что же делать в таком случае? Как свидетельствует практика, самым разумным решением в такой ситуации будет обращение за помощью к независимой экспертной комиссии.
Как мне лучше поступить?
Итак, стоимость независимых исследований возместить крайне сложно. Если дело не дойдёт до суда – то практически нереально. Однако выход есть! Точнее, целых два.
Первый вариант заключается в том, что вы вообще не тратитесь на независимую экспертизу ущерба автомобилю после ДТП, а просто ждёте решения от финупа. Предварительно, подав в страховую заявление о разногласиях. Омбудсмен проведёт свою экспертизу или пересмотрит материалы СК, и есть вероятность, что примет вашу сторону. Или хотя бы обяжет страховщика доплатить вам сумму возмещения.
Второй вариант получше, в том плане, что с ним у вас больше шансов добиться положительного для себя решения при обращении к финупу. Но и здесь независимая экспертиза не потребуется. Вам достаточно указать для финупа требование взыскать со страховой сумму в рамках страхового лимита – 400 000 рублей… и ещё кое-что.
Что делать если страховой выплаты не хватает на ремонт?
Есть несколько способов решить сложившуюся проблему, когда страховая компания слишком сильно занизила стоимость выплат и их не хватает на осуществление ремонта. Сначала можно попробовать все решить через страховую компанию, для этого вы должны написать в нее заявление, далее за свой счет провести экспертизу в независимой компании и с ее результатам отправиться в суд, чтобы уже он вынес решение о доплате в вашу сторону компанией.
Еще может произойти так, что вас не будет устраивать ремонт по ОСАГО, в таком случае нужно тоже провести независимую экспертизу, далее грамотно составить заявление-претензию, а позже отправить ее страховщику на подписание и согласие с определенными положениями документа. Если на вашу претензию не поступает ответа длительное время, то здесь нужно задуматься об обращении в судебный орган, для решения проблемы через него непосредственно.
Если вы не согласны с суммой выплаты, то нужно составить письменное обращение в компанию, далее провести за свой счет экспертизу, чтобы она определила точную стоимость нанесенного ущерба. Данные действия нужно совершать только в том случае, если вы на 100% уверены, что стоимость была занижена и вы должны получить больше. Если доказать это не получится, то все расходы на осуществление экспертизы вам придется взять на себя, а это достаточно дорого.
Страховщик зачастую просто отказывается выплачивать страховку, ссылаясь при этом на различные нюансы в договоре или еще на что-либо. Когда вы понимаете, что его действия противозаконны, то можно составлять и отправлять компании претензию, в которой вы должны самостоятельно определить срок рассмотрения обращения. Также стоит отметить, что если вам поступит отказ или документ не будет принят к сведению, то вы дальше направляйтесь в суд, где уже будете отстаивать свои права в индивидуальном порядке.
Еще один способ получить большее количество средств на ремонт, если страховая компания занизила его стоимость – это лично обратиться к виновнику происшествия, только в письменной форме. На бумаге будет нужно описать требования в возмещении средств, приложить доказательства. Если вам придет согласие на оплату, то сразу возьмите расписку о выплате, чтобы быть уверенным, что это не просто слова.
Потребность в независимой экспертизе по ущербу
Очень часто страховые фирмы, создавая видимость страховой выплаты, в действительности выплачивают минимальную сумму по страховке, которая в разы меньше настоящего размера полученного ущерба. В последние годы в нашей стране большинство страховых организаций значительно занижают страховые выплаты, иногда этот показатель достигает 30-90% от фактической суммы ущерба. Что же делать в таком случае? Как свидетельствует практика, самым разумным решением в такой ситуации будет обращение за помощью к независимой экспертной комиссии.
Главными факторами качественной независимой экспертизы считаются:
- независимость;
- надежность;
- точность оценки;
- выявление всех скрытых дефектов;
- адекватность оценки;
- выдача подтверждающих документов;
- реальная стоимость.
Порядок проведения независимой экспертизы
Независимая экспертная оценка на основе проведенных специалистом-экспертом исследований определяет причины и характер полученных повреждений, устанавливая применимость страхового случая. Ее результаты уточняют сумму, необходимую для выполнения ремонтных работ по восстановлению авто. Вторым случаем, когда без независимой экспертизы не обойтись, является истребованием компенсации с виновного водителя, когда оба участника ДТП оказались не застрахованы по ОСАГО. В этом случае дополнительных мероприятий от водителей не требуется, а документы, выданные экспертом, станут основанием для составления досудебной претензии, подачи иска либо для заключения мирового соглашения по добровольной уплате компенсации.
Правила страхования и установленный порядок организации страховой выплаты требуют от СК самостоятельного инициирования экспертизы, которая позволит определить, получены ли повреждения в ДТП, и на какую компенсацию вправе рассчитывать страхователь ОСАГО.
Организация независимой экспертизы силами автовладельца допускается только в том случае, если в отведенное время (в течение 5 дней после обращения), компания не выполнила ее сама. Заключение независимого эксперта дает основания для выдвижения в адрес страховщика требований по возмещению, освобождая далее от необходимости других исследований и осмотров на территории СК.
Как оценивается размер ущерба, причиненного в результате ДТП?
Если вы намерены получить страховое возмещение, сумму ущерба имуществу определит страховая компания. При этом в случае, если вы требуете возмещение по ОСАГО, но страховщик в установленный законом срок не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков, чтобы определить сумму страхового возмещения, то вы вправе самостоятельно обратиться за независимой экспертизой. В этом случае страховщик должен будет принять от вас результат оценки для определения размера страхового возмещения.
При самостоятельном расчете убытков от ДТП включите в них ущерб имуществу, расходы на восстановление и упущенную выгоду. Это объясняется тем, что такие убытки могут складываться из реального ущерба и упущенной выгоды. Реальный ущерб складывается из утраты имущества или его повреждения, а также расходов — уже понесенных или будущих. Поэтому для того, чтобы оценить размер ущерба от ДТП, нужно рассчитать ущерб, причиненный автомобилю и/или иному имуществу, и суммировать его с расходами, которые вы уже произвели или которые могут возникнуть позднее (например, на ремонт), а также посчитать упущенную выгоду, если она есть.
А теперь про каждый элемент более подробно:
- Ущерб имуществу — сумма ущерба может, в частности, включать в себя: стоимость восстановительного ремонта, то есть сумму расходов на восстановление автомобиля, сумму утраты товарной стоимости автомобиля (УТС), то есть величины снижения стоимости автомобиля в результате повреждения и последующего ремонта;
- Расходы, понесенные в связи с ДТП — любые расходы, которые вы понесли в связи с причиненным ДТП вредом: расходы на эвакуацию автомобиля с места ДТП до места ремонта или хранения, хранение поврежденного автомобиля и т.д.;
- Упущенная выгода. Например, если вы не получили доход по договору перевозки из-за простоя, поскольку автомобиль был в ремонте после аварии, это можно расценить как упущенную выгоду.
Как определяется размер выплаты
Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.
Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.
Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.
Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:
ОСрр = ССрр + ДП + НЗ
Согласно нормам российского законодательства, оплату независимой экспертизы производит заказчик. В том случае если автовладелец не согласен с полученной денежной суммой, ему необходимо подтвердить свою позицию. Запрещается требовать от страховщика, полагаясь исключительно на собственные предположения, большей компенсации. Более подробно о том, чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации и почему занижает стоимость ремонта, узнаете из этой статьи.
Чтобы получить бо́льшую выплату, страхователь обязан предоставить в офис страховой компании документ, который подтверждает, что полученной суммы недостаточно для ремонта транспортного средства. Таким документом, собственно, и является отчёт о проведении независимой экспертизы.
Таким образом, первую экспертизу оплачивает заказчик – владелец пострадавшего в результате ДТП транспортного средства. Если по результатам расследования независимых экспертов подтвердится, что страховщик специально занизил сумму компенсации, то пострадавший имеет право обратиться в страховую компанию, чтобы взыскать потраченные финансовые средства.
Независимая оценка после дтп: что поменялось в 2020?
Поэтому, во-первых, в Федеральный закон об ОСАГО были внесены изменения о приоритете натурального возмещения через ремонт на станции страховщика над денежной выплатой.
Во-вторых, утверждённая Центробанком Единая Методика определения размера расходов на ремонт автомобиля, установила единые источники и параметры расчёта ущерба после дтп для независимых экспертиз и страховых компаний. И, наконец, появилась новая структура по урегулированию споров между пострадавшим и страховщиком, — служба финансового управляющего.
Данные нововведения должны были не только разгрузить суды от исков по ОСАГО и отбить желание предприимчивых автоюристов продолжать разорять страховые компании, но и дать возможность пострадавшему по ОСАГО при наступлении страхового события выбрать сервис страховщика, где будет качественно и без каких-либо доплат отремонтирован повреждённый в аварии автомобиль.
Может ли ремонт на станции страховщика заменить независимую экспертизу автомобиля?
На сегодняшний день лишь немногие компании предлагают натуральное возмещение по ОСАГО. Обычно представители страховщика, ссылаясь на отсутсвие сервисов, которые должны проводить ремонт автомобиля пострадавшего, дают подписать последнему мировое соглашение об убытке, после которого обращение в независимую экспертизу и судебные разбирательства становятся невозможными. Но почему даже направление на станцию страховщика не может гарантировать, что ремонт будет проведён с надлежащим качеством?
Причина в той же Единой Методике расчёта ущерба. Лимит средств, который страховая компания выделяет сервису на восстановление разбитого в аварии автомобиля, определяется по параметрам именно этой Методики. Неудивительно, что сотрудникам станции ремонта остаётся либо предложить пострадавшему доплатить за разницу в ремонте, либо покупать и устанавливать старые или неоригинальные запчасти, а там, где по технологии необходимо заменить деталь, проводить ее восстановления методом «многослойной шпаклевки».
В результате проведённых на законодательном уровне изменений на рынке ОСАГО сложилась ситуация, когда пострадавший оказался перед выбором получить заниженную страховую выплату или некачественный ремонт своего автомобиля. При этом, если раньше была возможность провести независимую экспертизу и обратиться к страховщику, а при отказе последнего напрямую — в суд, то сейчас после подписания мирового соглашения на возмещение такая опция отсутствует. Почему? Во-первых, обращение с иском в суд не предусмотрено условиями соглашения о выплате, а, во-вторых, урегулирование споров по «автогражданке» заканчивается еще на службе финансового управляющего и, как правило, не в пользу пострадавшего!
Условия для применения независимой экспертизы
Что касается целей и задач независимой экспертизы, то они четко прописаны в статье 12.1, в 40 Федеральном законе от 25 апреля 2002 года. Изучив его, станет ясно, что осмотр транспортного средства проводится исключительно для объективной оценки полученных повреждений, в результате наступления аварийного случая. Что касается осмотра, то делать его должно незаинтересованное уполномоченное лицо.
Что касается экспертизы, то внимание уделяется:
- стоимость запчастей, которым причинен ущерб;
- наличию скрытых повреждений и их стоимость;
- оплате ремонтных работ;
- среднегодовому пробегу автомобиля;
- цене годных остатков, если авто не подлежит восстановлению.
Примерная стоимость НЭ после ДТП по ОСАГО
Прежде чем обратиться к эксперту, все автолюбители уточняют стоимость услуг. Не секрет, что в разных компаниях они могут незначительно разниться. Также на стоимость оказывает значение:
- регион проведения;
- характер повреждений;
- наличие дополнительных услуг (выезд на место).
Примерные цены на услуги:
- Москва от 3 000 до 15 000 рублей;
- Московская область от 2 500 до 12 000 рублей;
- Санкт-Петербург от 2 500 до 13 000 рублей;
- Ленинградская область от 2 000 до 6 000 рублей;
- Пермь от 1 500 до 5 000 рублей;
- Казань от 1 000 до 5 500 рублей;
- Омск от 1 000 до 5 000 рублей;
- Саратов от 1 500 до 6 000 рублей;
- Краснодар от 2 000 до 8 000 рублей;
- Волгоград от 1 500 до 7 000 рублей.
Получается, в каждом регионе своя ценовая политика, которая зачастую определяется персонально по каждому клиенту.
Подводя итог, можно сказать, что делать профессиональную оценку нужно далеко не всем водителям, которые попали в аварийную ситуацию. Помощь эксперта потребуется тем, кто получил отказ или меньшую сумму. Только при наличии официального документа можно обращаться в суд, с целью отстаивания прав автолюбителя.
Если вам приходилось обращаться к эксперту, то предлагаем поделиться своим опытом и рассказать читателям нашего портала:
- как выбрали компанию;
- сколько пришлось оплатить;
- как долго происходила вся процедура проверки;
- остались ли вы довольны итогами осмотра;
- получилось ли взыскать средства и отремонтировать автомобиль.
Для того чтобы оставить отзыв, вам необходимо написать обращение в разделе «Добавить комментарий».
Оспаривание оценочного отчета
Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.
Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.
Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.
Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.
Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:
- Выясните вид проведенного исследования (товароведческая, автотехническая, трассологическая).
- Изучите заключение специалиста.
- Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения результатов отчета.
- Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет.