Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Духовное производство и духовное потребление.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.
Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.
Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.
Классификация неимущественных прав
Современная правовая система имеет дело с несколькими типами неимущественных прав. Существуют следующие типы классификаций:
- По характеру интересов.
- В зависимости от типа духовного блага.
- По целевой направленности.
Что касается первого аспекта, то в зависимости от личных интересов существуют следующие типы:
- Блага, которые нельзя отделить от жизни гражданина: здоровье, неприкосновенности личности и др.
- Права, которые имеют социальный и коллективный аспект: имя, достоинство, честь.
- Права, которые осуществляются в рамках семейно-брачных отношений.
- Права, которые появляются в процессе участия лица в разнообразной деятельности: право на отдых, на образование и др.
Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс
Общественный прогресс.
Нематериальные блага и неимущественные права по своему характеру и происхождению неразрывно связаны с человеком и охватывают его духовные сферы и интересы. Важный признак данных категорий состоит в том, что они нацелены на определение и развитие индивидуальности и личности гражданина. Современная правовая наука различает такие понятия, как нематериальные блага и неимущественные права. Первые не имеют экономического фактора и их нельзя отделить от личности. Вторые позволяют развивать отношения, нацеленные на то, чтобы получать, пользоваться и защищать указанные блага.
Разнообразные правовые документы, в том числе Гражданский кодекс РФ, часто отождествляют эти категории. В данном случае неимущественное право само по себе характеризуется как нематериальное благо. Однако большинство специалистов утверждает: несмотря то что данные понятия очень тесно связаны между собой, они все же не идентичны.
Защита нематериальных благ
Общие положения. Нематериальные блага защищаются в соответствии с положениями Гражданского кодекса и других законов в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права (блага) и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст. 150 ГК). Иначе говоря, нематериальные блага защищаются в общем порядке (причем не запрещается использование одновременно нескольких способов защиты, выбор которых осуществляется потерпевшим), однако законом либо существом самих нематериальных благ может обуславливаться специфика применения того или иного способа защиты.
В частности, основная особенность защиты нематериальных благ проявляется в следующем. В целом реализация мер защиты всегда направлена на полное восстановление нарушенной сферы, т.е. на восстановление прежнего состояния. Однако применительно к нематериальным благам добиться такого идеального, полного восстановления невозможно. Так, если испорченную вещь, определяемую родовыми признаками, можно заменить точно такой же новой вещью, то перенесенные физические и нравственные страдания так или иначе оставляют след в психике человека, а пройденный курс лечения позволяет устранить вред, но не возвращает здоровье полностью в прежнее состояние.
Нематериальные блага защищаются как в юрисдикционной, так и неюридискционной форме. Защита осуществляется посредством применения предусмотренных ст. 12 ГК мер защиты (признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения, и пресечение противоправных действий, прекращение или изменение правоотношения, неприменение судом государственного (муниципального) акта, противоречащего закону), так и мер ответственности (компенсация морального вреда). К специальным способам защиты относятся так называемые право на ответ (реплику), опровержение порочащих сведений, не соответствующих действительности, и т.п.
Такие же меры защиты, как присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также меры ответственности в виде возмещения убытков и выплаты неустойки для защиты нематериальных благ неприемлемы, что обусловлено природой нематериальных благ как духовных ценностей внеэкономического характера. Другое дело, что указанные меры защиты и ответственности могут применяться наряду с мерами по защите нематериальных благ, если подобным нарушением затронуты какие-либо материальные блага.
Безусловно, реализация указанных и некоторых иных способов защиты нематериальных благ имеет специфику. Но в настоящем параграфе подробно рассмотрены лишь способы защиты чести, достоинства и деловой репутации, а также изображения гражданина.
Защита чести, достоинства, деловой репутации. Во многом закрепленные Гражданским кодексом правила о защите чести, достоинстве и деловой репутации воспроизводят нормы ст. 7 ГК РСФСР, что позволяет считать их достаточно традиционными. Однако технический прогресс (например, информационные технологии) служит почвой для возникновения новых способов умаления указанных нематериальных благ. Это обстоятельство порождает новые проблемы, связанные с эффективностью защиты, которые зачастую не находят однозначного решения в законодательстве и на практике.
Как и прежде, легальное определение чести, достоинства и деловой репутации отсутствует. Обычно в доктрине под честью понимается социальная оценка качеств и способностей конкретной личности, под достоинством — самооценка своих качеств и способностей, а под репутацией (лат. reputatio — обдумывание, размышление) — сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств, в том числе профессиональных (в последнем случае принято говорить о деловой репутации).
Хотя честь, достоинство и деловая репутация признаются самостоятельными нематериальными благами, нельзя не согласиться с тем, что по существу они совпадают, определяя моральный статус личности, ее самооценку и положение в обществе.
Как справедливо указывается в науке, каждый субъект вправе претендовать на то, чтобы общественное мнение о нем и его поведении складывалось на основе объективных данных. В этом смысле защита репутации совпадает с защитой чести и достоинства в том виде, в каком она обеспечивается действующим правом.
Кроме того, при раскрытии существа защиты чести, достоинства и деловой репутации необходимо учитывать соотношение последних с иными нематериальными благами. Репутация как сложившееся о лице общественное мнение персонифицируется через имя (наименование). Именно поэтому защиту репутации нередко называют защитой доброго имени. В число правомочий, составляющих право на имя, входит возможность требовать от окружающих того, чтобы с конкретным именем (наименованием) не связывались поступки и (или) события, в которых лицо не участвовало. Из этого следует, что и защита репутации, и защита имени становятся единым способом защиты интересов личности.
Далее, в научной литературе обращается внимание на то, что репутация лица формируется не только на основе его поведения, но и посредством восприятия внешнего облика (о понятии последнего см. ниже). Поэтому защита репутации неразрывно связана с защитой индивидуального облика и, в частности, изображения лица.
Классификация неимущественных прав
Современная правовая система имеет дело с несколькими типами неимущественных прав. Существуют следующие типы классификаций:
- По характеру интересов.
- В зависимости от типа духовного блага.
- По целевой направленности.
Что касается первого аспекта, то в зависимости от личных интересов существуют следующие типы:
- Блага, которые нельзя отделить от жизни гражданина: здоровье, неприкосновенности личности и др.
- Права, которые имеют социальный и коллективный аспект: имя, достоинство, честь.
- Права, которые осуществляются в рамках семейно-брачных отношений.
- Права, которые появляются в процессе участия лица в разнообразной деятельности: право на отдых, на образование и др.
Эффективные и неэффективные способы защиты неимущественных прав
Личные неимущественные права относятся к субъективной области и могут защищаться с помощью признания права в судебном порядке, или признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Допустима и самозащита права, но в тех пределах, когда она не выходит за рамки законодательства. В суде можно добиться компенсации морального вреда. Легитимным способом защиты личных неимущественных прав может быть пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, но такой способ почти никогда не применяется на практике или не имеет смысла в силу отсутствия прямого указания на возможность его применения в тех нормах, которые посвящены конкретным нематериальным благам.
При этом существует дисбаланс в области внедрения и применения той части законодательства, которое направлено на защиту общества от чьих-то противоправных действий, и защиты гражданами своих законных интересов. Так, в ряде случаев совершенно без правовых оснований используется ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, который уже стал способом полного разделения интересов власти и граждан. Единственным способом защитить чьи-либо права многие граждане находят проведение одиночных пикетов. Однако в современной российской действительности их самих с лёгкостью превращают в «экстремистов» и подвергают уголовному преследованию.
Используются и другие нормативные акты, к примеру, по ст. 319 УК РФ, предусматривающей наказание за оскорбление представителя власти, была осуждена Тамара Васильева, пенсионерка из Москвы 1953 года рождения. Сначала она была приговорена к 7 тыс. рублей штрафа, а затем арестована на 30 суток. Причиной стал конфликт с главой поселкового совета.
Пенсионерка приехала навестить свою сестру в Краснодарский край и обнаружила огромную лужу возле её дома. Она попробовала решить вопрос с главой поселкового совета, но услышала от него предложение вернуться в Москву и там «качать права». По версии стороны обвинения, в ответ на это она стала ругаться, использовать обесценную лексику и высказывать в адрес чиновника различные неприятные для того вещи. В итоге пенсионерку признали виновной и постановили выплатить штраф, но даже не дали на руки документы, указывающие на то, куда и как его перечислить.
Дальнейшие действия представителей судебной и исполнительной власти были направлены на то, чтобы лишить гражданку свободы, хотя ст. 319 УК РФ не предусматривает этого. Только после вмешательство в дело юридического сообщества пенсионерку удалось освободить.
Нематериальные блага связаны с этим самым непосредственным образом, поскольку наличие лужи возле дома не способствует формированию комфортной психологической среды, а критиковать органы местного самоуправления может каждый. Это и есть защита гражданами своих прав. Если же критика превысила допустимые пределы, то и наказание должно оставаться в рамках статьи УК РФ, благо у судебных приставов есть все возможности для снятия денег с банковского счета пенсионера.
Однако изначально всё было направлено на то, чтобы лишить гражданку свободы. Даже заявление замначальника филиала №5 ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве с просьбой о заключении под стражу содержало слова «до рассмотрения представления о замене ограничения свободы на лишение свободы в связи со злостным уклонением от отбывания наказания…». И это по статье УК РФ, которая вообще не предусматривает наказания в виде лишения свободы.
Личная неприкосновенность входит как раз в число тех свобод, которые защищает законодательство. Однако ещё один суд в Краснодарском крае с лёгкостью заменил штраф на лишение свободы сроком на 6 месяцев, а судья в Московском регионе так же легко принял решение об аресте и помещении в СИЗО. Это дело попало на страницы СМИ и было взято на контроль адвоката только в силу случайности. Однако в современной России такой обвинительный подход стал нормой. Права человека попираются повсеместно, а обвинительный уклон предусматривает штамповку приговоров под копирку.
Вопрос о защите субъективных гражданских прав, как и в частности, нематериальных благ имеет принципиально важное теоретическое и практическое значение. В юридической литературе нет единства мнений относительно того, что представляет собой защита нематериальных благ.
Защита гражданских прав – это одна из важнейших категорий теории гражданского и гражданско-процессуального права, уяснение которой необходимо в целях дальнейшего анализа гражданско-правовых санкций, механизма их реализации и других вопросов, возникающих в связи с нарушением гражданских прав [30, с. 8].
Стоит отметить, что в доктрине гражданского права длительное время господствовала такая точка зрения, согласно которой неимущественные интересы не подлежали защите гражданско-правовыми средствами.
Аргументом такой позиции выступали следующие два фактора:
- невозможность денежной оценки нематериальных благ;
- невозможность восстановления большинства личных неимущественных прав в случае их нарушения. Безусловно, нельзя не согласиться с тем, что нематериальные блага в случае их нарушения чрезвычайно трудно поддаются восстановлению, а в некоторых случаях это и вовсе невозможно [34, с. 108].
Таким образом, защита нематериальных благ осуществлялась иными отраслями права – административным и уголовным правом. В настоящее время, с учетом текущего развития общественного строя, вопрос защиты нематериальных благ урегулирован нормами ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 2 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Исходя из смысла нормы данной статьи, следует заключить следующее. Так, как нематериальные блага как объекты гражданских прав имеют особый статус среди прочих объектов гражданских прав, то гражданское законодательство не регулирует отношения, возникающие по поводу нематериальных благ, а обеспечивает их защиту.
Защита гражданских прав является одной из важнейших категорий права.
К гражданским правам относятся права, закрепленные в Конституции РФ и гражданском законодательстве РФ, которые регулируют гражданские правоотношения.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом меры и санкционируемые государством нормы и правила поведения, с помощью которых можно добиться пресечения, устранение нарушенных прав, их восстановление и/или компенсация материального ущерба, вызванного нарушением права [27, с. 227]
В статье 12 Гражданского кодекса РФ представлен следующий перечень способов защиты гражданских прав:
- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- самозащиты права;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
- иными способами, предусмотренными законом [2].
Защита нематериальных благ осуществляется в предусмотренном гражданским законодательством порядке посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. При этом под формой защиты гражданских прав следует понимать комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов [11, с. 255].
Изображение гражданина
Частным случаем права на неприкосновенность частной жизни является право на изображение гражданина. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ в Гражданский кодекс РФ была дополнительно введена ст. 152.1, озаглавленная «Охрана изображения гражданина». Согласно указанной статье обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
Законодатель разместил ст. 152.1 в главу 8, озаглавленную «Нематериальные блага и их защита». Тем самым он отнес право на изображение к числу личных неимущественных прав, а само изображение — к числу нематериальных благ.
Словарь С.И. Ожегова определяет изображение как зрительное воспроизведение чего либо. В данном случае речь идет о зрительном воспроизведении физического лица, которое обладает неповторимыми индивидуальными характеристиками.
Такое воспроизведение может осуществляться с помощью различных способов. Традиционным является зрительное воспроизведение облика физического лица средствами живописи. Недостатком этого способа является то, что сходство с оригиналом зависит от мастерства художника. Частным случаем этого способа является составление так называемых словесных портретов, когда изображение преступников делается со слов потерпевших или свидетелей.
Однако в настоящее время в большинстве случаев изображение физических лиц делается с помощью фотографии, видео- и киносъемки.
Особое значение вопрос правовой охраны изображения физического лица приобрел в связи с развитием информационных технологий и прежде всего сети Интернет. Всем известны случаи, когда изображения различных персон (как известных, так и не очень) размещаются в киберпространстве без согласия этих персон. При этом особую ценность представляют фотографии, изображающие их в неприглядном виде (например, в состоянии алкогольного опьянения).
В некоторых случаях на камеру фиксируются совершаемые преступления и в сети появляются изображения жертв таких преступлений.
После смерти изображенного гражданина право на использование его изображения переходит его детям и пережившему супругу, а при их отсутствии — родителям.
Защита изображения гражданина осуществляется с помощью способов защиты нарушенных гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК, важнейшими из которых являются пресечение действий, нарушающих право, и компенсация морального вреда.
В то же время ст. 152.1 ГК предусматривает дополнительные способы защиты. Так, согласно п. 2 указанной статьи, изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.
А в п. 3 указанной статьи сказано, что, если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением, распространено в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
Нематериальные блага — это все, что не имеет физической формы, но вносит ценность в жизнь людей. Это включает в себя такие аспекты, как знания, опыт, социальные связи, здоровье, время и культурные ценности. Примеры нематериальных благ могут варьироваться от образования и талантов до семейных отношений и счастья.
Нематериальные блага играют значительную роль в самореализации и развитии личности. Они предоставляют возможность обучаться и развиваться, приобретать новые навыки и расширять свой кругозор. Нематериальные блага также помогают укреплять социальные связи и создавать долговременные отношения с другими людьми.
Здоровье и время также являются важными нематериальными благами. Хорошее физическое и психическое состояние, а также свободное время для отдыха и развлечений, вносят свой вклад в общее благополучие и счастье людей. Кроме того, культурные ценности, искусство и наслаждение природой также являются значимыми аспектами нематериальных благ, которые придают смысл и ценность жизни.
Кто такой богатый человек?
Как уже сказано выше, отречься можно только от того, что у человека есть. Легко, будучи нищим, отречься от богатства. Тут можно привести пример принца Сиддхартхи, жившего 2500 лет назад, который оставил всё: дворец отца, богатство, роскошь, право наследовать трон и стать великим правителем и завоевателем.
Всё это он променял на монашескую накидку и чашу для подаяний. И это величайший пример истинного отречения, когда ради блага других человек пожертвовал всем. И пройдя через многие испытания, принц Сиддхартха стал Буддой.
То есть для царей их пожертвования не были настолько значимы, для них это —капля в море. А женщина отдала последнее. И тут, кстати, мгновенно сработал закон кармы: присутствовавшие на собрании цари, услышав это, пожертвовали этой женщине много одежды, украшений, драгоценностей и так далее.
Понятие разумного использования
Разумное использование духовных благ – это понятие, которое применяется в различных сферах человеческой деятельности. Оно означает, что каждый человек должен относиться к духовным благам с уважением и ответственностью, не злоупотребляя ими и не нарушая прав других людей.
Разумное использование духовных благ может относится к религии, культуре, искусству, науке и другим областям знания. Например, разумное использование религиозных символов, текстов и практик подразумевает уважение к вере и традициям других людей, а также соблюдение этических норм и правил, которые связаны с религиозными обрядами.
Разумное использование духовных благ также предполагает уважение авторских прав и интеллектуальной собственности, а также соблюдение правил использования ценных рукописей и артефактов. Такое использование является не только этически правильным, но и обеспечивает сохранность и продолжение культурного наследия.
В искусстве и культуре разумное использование означает, что зрители и слушатели должны относится к произведениям искусства с уважением, не нарушая авторских прав и не причиняя вреда культурному наследию. Кроме того, разумное использование духовных благ может включать в себя поддержку и продвижение искусства и культуры, которые способствуют нашему духовному развитию и гармонии.
В целом, понятие разумного использования является ключевым в сферах, где речь идет о духовных ценностях и наследии. Это понятие помогает сохранять и продолжать культурные и религиозные традиции, соблюдать права авторов и владельцев ценных рукописей и артефактов, а также поддерживать и продвигать искусство и культуру, которые формируют нашу личность и нашу идентичность.
Способы использования духовных благ для своего личностного и духовного роста
Духовные блага — это культурные, религиозные, исторические и другие ценности, которые испытывают на нас духовное воздействие. Использование этих благ для личностного и духовного роста может быть осуществлено через следующие способы:
- Чтение духовной литературы. Знание благой литературы открывает путь к культурному и духовному развитию. Читая духовную литературу, мы погружаемся в мир глубокого знания, который развивает нашу интеллектуальную и духовную сферы.
- Посещение святынь. Святыни — это места, где находится духовное присутствие. Посещение святынь помогает укрепить нашу связь с Богом и духовностью, даёт возможность почувствовать истинное благодать.
- Занятия молитвой и медитацией. Молитва и медитация — это способ общения с Богом и духовной сущностью внутри нас. Эти практики помогают развивать нашу внутреннюю силу и духовность, дают возможность прийти к глубокому пониманию смысла жизни.
- Участие в духовных общинах. Духовные общины помогают нам общаться с людьми, которые разделяют наши духовные ценности и убеждения. В такой общине можно находить поддержку и вдохновение, а также стать частью большой семьи духовных людей.
Использование духовных благ для своего личностного и духовного роста может принести огромную пользу, но это необходимо делать с уважением и открытостью к новым знаниям и опыту.
Вам может быть интересно:
- Симфония по творениям святителя Василия Великого – Важное – святитель Василий Великий
- Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ВРЕМЯ – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
- Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Благоразумие – преподобный Ефрем Сирин
- Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Время – святитель Димитрий Ростовский (Туптало)
- Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Брань духовная – святитель Григорий Богослов
- Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – БДИТЕЛЬНОСТЬ (См. ВНИМАНИЕ, ТРЕЗВЕНИЕ) – святитель Игнатий (Брянчанинов)
- Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – МИР ДУХОВНЫЙ – святитель Феофан Затворник
- Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Кротость – святитель Тихон Задонский (Соколов)
- Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ВРАЧ – схиархимандрит Иоанн (Маслов)
- Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста – Слово 22. О терпении и великодушии. – Святитель Иоанн Златоуст