Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие лицензии такси в 2023 году: все изменения и последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правительство внесло практические изменения в законодательство о такси. Теперь, для организации работы таксистов, требуется получить лицензию. Что же ждет водителей в случае отсутствия этой обязательной лицензии? Какие штрафы им грозят и на каком основании?
Штраф за установку «шашек» такси
Незаконная установка отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек) является нарушением, речь о котором идет в статье 12.4 КоАП:
2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
Размеры штрафов в данном случае:
- за незаконную установку фонаря — 5 000 рублей с конфискацией.
- за незаконное использование наклеек такси — 5 000 рублей.
Штраф за неразмещение обязательной информации
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом говорят о том, что в автомобиле такси должна быть размещена следующая информация:
117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Статья 11.141 КоАП:
1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
За отсутствие обязательной информации на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Порядок назначения штрафа за перевозку пассажиров без лицензии
Водители такси достаточно часто проверяются сотрудниками ГИБДД на дороге. Проверяют наличие документов, в том числе разрешения на работу такси.
Кроме сотрудников ГИБДД правом проверять водителей и перевозчиков наделены государственные транспортные инспекторы — должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (Ространснадзор).
Рейды проводятся регулярно и часто бывают совместными.
Если проверяющий обнаружил нарушение и начал составлять протокол, водитель вправе
— вносить в него свои пояснения и (или) возражения,
— вносить в протокол ходатайства (например, о рассмотрении дела по месту жительства).
Обычно протокол составляется сразу, но если приходится искать паспортные данные владельца, то в течение 2 суток с момента выявления нарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
Работа в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Заказные перевозки пассажиров
Для выполнения заказных пассажирских перевозок необходимо соответствующее данного вида деятельности. Основанием является договор фрахтования – он оформляется либо как заказ-наряд, либо письменно в свободной форме. Суть фрахтования в том, что сам автомобиль остается во владении собственника, тогда как фрахтователь получает только вместимость транспортного средства. Эта вместимость может использоваться как для транспортировки грузов, так и для перевозки пассажиров.
В договоре указывается список лиц, которые будут перевозиться по заказу. Если такого списка нет (то есть, выполняется перевозка неопределенного круга лиц), не разрешается взимание платы с пассажиров. На транспортом средстве обязательно размещаются таблички с надписью «Заказной».
Можно ли таксовать без лицензии?
В Российской Федерации такси относится к видам деятельности, требующим специальной лицензии. Поэтому без лицензии работать в такси нельзя. За несоблюдение данного требования могут быть наложены штрафы в соответствии с действующим законодательством.
Для получения лицензии на такси требуется выполнить ряд условий, таких как: наличие автомобиля, соответствие техническим требованиям, прохождение медицинских осмотров водителей и предрейсовых проверок, соответствие ПДД и др. Важно учитывать, что там, где деятельность таксиста предоставляется компанией, обязательно требуется работать в составе данной компании, имеющей лицензию на такси.
Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что таксовать без лицензии нельзя, и это важно учитывать, чтобы избежать штрафов и нежелательных последствий. Практические ответы на вопросы о штрафах и наказаниях за несоблюдение правил работы таксистов можно найти в таблице лицензионных штрафов на сайте Минтранса России.
Если вы хотите легализовать свою деятельность в такси, необходимо обратиться к соответствующим органам и получить лицензию. Это поможет избежать будущих проблем и последствий и обеспечит вам возможность законной работы в сфере такси.
В итоге, ответ на вопрос «Можно ли таксовать без лицензии?» однозначный — нет. Нелегальная работа в такси наказуема и может повлечь серьезные негативные последствия. Поэтому очень важно соблюдать все правила и требования, а при намерении заниматься такси обязательно оформить лицензию.
Порядок получения документа
Получить разрешительный документ можно в соответствующем транспортном ведомстве. Например, для автомобильных перевозок такой инстанцией является отделение Государственного автодорожного надзора. Место обращение – территориальное подразделение этой службы.
Этапы получения лицензии:
- Сбор полного пакета документов и передача его в ведомство.
- Указание вида работ, которые предполагается выполнять: собственные нужды или коммерческие цели. При выборе только одного пункта, выполнять другой нельзя.
- Оплата госпошлины за рассмотрение заявления. Она платится за каждое обращение, а не за количество транспортных средств, указанных в заявлении. Стоимость получения разрешения для автомобилей всех типов – 7500 рублей.
- Ожидание ответа. Срок рассмотрения бумаг составляет 45 рабочих дней с даты, указанной в принятом заявлении.
- Получение отрицательного или положительного ответа от инстанции.
Отказ в выдаче лицензии может быть обоснован двумя распространенными причинами:
- предоставление заведомо подложных или недостоверных данных;
- отказ заявителя выполнять все нормы и требования, необходимые для получения разрешительного документа.
Кто платит штраф назначенный таксисту?
В ситуации, когда таксист является частником, не работает ни на одну из компаний, ответ на этот вопрос остается понятным и закономерным. Все штрафы оплачивает он сам, и ответственность за свои действия он также несет самостоятельно. Однако таких частников на улицах большинства городов страны становится все меньше. Тех же водителей, что работают на одну из компаний, предлагающих услуги такси, подобные вопросы интересуют самым живым образом. Кто должен платить за нарушения, особенно если человек работает не на собственном автомобиле, а на машине из таксопарка компании?
Согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ , ответственность за все административные нарушения должен нести собственник автомобиля. То есть, в первую очередь все штрафы должны направляться именно в сторону таксопарка. Но это еще не все. Собственник автомобиля имеет возможность освободиться от ответственности, доказав, что за рулем был арендатор. Либо взыскать сумму, которую пришлось выплатить, с этого лица (ч.3 ст. 28.6, ФЗ 210).
При этом стоит иметь в виду, что нарушения одного и того же типа могут потребовать совершенно разных выплат со стороны юридических и физических лиц. Как правило, юрлицо платит значительно больше. Учитывая, что эта сумма может быть в дальнейшем взыскана с водителя, ему часто бывает целесообразнее принять штраф на себя изначально, ответив за нарушение как физлицо, если такая возможность у него имеется. Если можно доказать, что за рулем был именно арендатор, а не владелец, то это реально.
В стиуации, когда останавливает сотрудник ГИБДД, штраф оформляется на самого таксиста, ведь он подает собственные документы. Однако взыскания через камеры приходят изначально на собственника, это необходимо иметь в виду.
Как избежать штрафов работая в такси?
Несмотря на то, что в ряде случаев взыскания удается отменить, или заплатить только половину, пользуясь скидками и выплачивая штрафы своевременно, в идеале стоит стремиться к тому, чтобы не сталкиваться с ними вовсе. Пожалуй, многие таксисты задаются вопросом касаемо того, как нужно себя вести, чтобы не сталкиваться с проблемами на дорогах. На самом деле, все вполне закономерно и просто.
Многие люди, особенно те, что работают нелегально, предлагая услуги частного извоза самостоятельно, даже не задумываются о том, что это тоже работа, которая требует соблюдения правил. Для многих штрафы за различные нюансы такого рода становятся настоящим шоком из-за банального незнания правил. Так что в первую очередь стоит отметить необходимость изучения правовых норм и законов — это с ходу снимет многие вопросы. А уже изучив законы и правила, необходимо удостовериться в том, что вы их соблюдаете.
Изучив, за какие нюансы вас могут оштрафовать, обзаведитесь шашками и наклейками для такси, необходимыми для работы. Также следует получить лицензию, заранее приобрести детские кресла, если вы собираетесь возить и детей в том числе. В салоне необходимо разместить необходимую информацию о том, кто предоставляет услуги, и так далее. То есть, полноценная подготовка автомобиля к работе в такси решит массу проблем. И если вы получаете автомобиль для работы от компании в аренду, также необходимо проверить наличие всех необходимых элементов. Стоит отметить, что обеспечить все необходимое должна сама компания, которая предоставляет автомобили для работы в такси в аренду. Сам работник не обязан покупать и устанавливать шашки, заботиться о необходимой оснащенности автомобиля. При этом необходимо внимательно читать договор с компанией, чтобы потом не сталкиваться с неожиданными обязанностями.
Подготовив автомобиль и необходимые документы, вы можете начинать работать, не опасаясь штрафов. Однако не стоит забывать о правилах дорожного движения и необходимости их соблюдения.
А если вы все же получили необоснованный штраф, смело оспаривайте его. Ведь при обоснованных претензиях в жалобе, при детальном изложении обстоятельств ваши шансы на победу будут достаточно велики. Не стоит пасовать и сдаваться: если вы твердо вознамерились заниматься извозом, подобный опыт будет полезным, ведь недоразумений на дорогах всегда возникает много, и вам просто необходимо научиться решать их. А если подобные вещи вас пугают или отвращают, стоит сразу отказаться от идеи работать в данной сфере.
Кроме того, чтобы исключить штрафы за незаконную работу или неподготовленность автомобиля для подобной деятельности, необходимо перестать относиться к «таксованию» как к возможности подработать денек на текущие нужды. Современные законы таковы, что взяв под желание подработать пару пассажиров, вы можете потерять куда более существенную сумму из-за штрафов, обрести массу неприятных проблем.
Заказные перевозки пассажиров
Для выполнения заказных пассажирских перевозок необходимо соответствующее данного вида деятельности. Основанием является договор фрахтования – он оформляется либо как заказ-наряд, либо письменно в свободной форме. Суть фрахтования в том, что сам автомобиль остается во владении собственника, тогда как фрахтователь получает только вместимость транспортного средства. Эта вместимость может использоваться как для транспортировки грузов, так и для перевозки пассажиров.
В договоре указывается список лиц, которые будут перевозиться по заказу. Если такого списка нет (то есть, выполняется перевозка неопределенного круга лиц), не разрешается взимание платы с пассажиров. На транспортом средстве обязательно размещаются таблички с надписью «Заказной».
Законодательное регулирование
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В этом законе содержатся основные положения о процедуре получения лицензии на осуществление деятельности такси, а также о возможных санкциях за ее отсутствие.
- Федеральный закон от 07.05.2013 № 112-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный закон устанавливает основные требования и процедуру лицензирования такси и определяет правила осуществления такой деятельности.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2013 № 87 «Об утверждении Правил предоставления услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования». В этом постановлении содержатся основные требования к организации и предоставлению пассажирских перевозок, включая лицензирование таких перевозок.
Кроме указанных законодательных актов, в каждом субъекте Российской Федерации могут действовать региональные нормативные акты и правила, устанавливающие особенности получения и использования лицензии на осуществление такси.
Влияние на пассажиров
Введение штрафов за отсутствие лицензии такси в 2024 году оказывает прямое влияние на пассажиров.
Первое и самое очевидное влияние заключается в том, что пассажиры будут иметь больше уверенности в безопасности своих поездок. Лицензированные таксисты прошли необходимое обучение, проверку на профессионализм и квалификацию, а также имеют гарантии надежного автопарка. Это означает, что пассажиры могут чувствовать себя защищенными во время поездки.
Кроме того, введение штрафов за отсутствие лицензии такси может привести к повышению качества обслуживания. Конкуренция среди таксистов станет более жесткой, и многие из них будут стремиться предложить более высокий уровень сервиса, чтобы привлечь и удержать пассажиров. Это может проявиться в тщательном отношении к клиентам, чистоте автомобилей и оперативности выполнения заказов.
Кроме того, штрафы за отсутствие лицензии такси могут способствовать повышению доверия пассажиров к службам такси в целом. Серьезные штрафы создают барьеры для нелегальных таксистов, которые могут быть связаны с небезопасностью, недобросовестностью и невысоким качеством услуг. Пассажиры могут чувствовать большую уверенность и комфорт, выбирая транспортное средство с лицензией, знают, что они работают в рамках закона и придерживаются определенных стандартов.
В целом, введение штрафов за отсутствие лицензии такси принесет пользу не только водителям такси и государству, но и пассажирам, которые смогут насладиться безопасностью, качеством и надежностью услуг такси.
Штрафы для компаний, не выполняющих требования по лицензированию
В соответствии с законодательством, компании, занимающиеся такси, обязаны иметь соответствующую лицензию. Нарушение данного требования может привести к наложению штрафов.
В 2024 году вышли в силу последние изменения, которые предусматривают ужесточение наказания за отсутствие лицензии. Теперь штрафы для компаний, не выполняющих требования по лицензированию, увеличены и могут достигать значительных сумм.
Сумма штрафа | Тип нарушения |
---|---|
От 50 000 рублей до 100 000 рублей | Отсутствие лицензии |
От 100 000 рублей до 200 000 рублей | Использование несоответствующих типов автомобилей |
От 200 000 рублей до 300 000 рублей | Нарушение правил обслуживания пассажиров |
Кроме того, компаниям, не имеющим лицензии, может быть запрещено осуществлять деятельность в сфере такси.
Новые проверки и контроль со стороны правоохранительных органов
Начиная с 2024 года, правоохранительные органы будут проводить частые проверки с целью выявления нарушений в сфере такси без лицензии. Это связано с усилением борьбы с нелегальными операторами и улучшением безопасности для пассажиров.
В результате проверок, они будут контролировать наличие действующей лицензии у таксистов, проводить проверки транспортных средств и документации, а также выявлять случаи незаконной деятельности и принимать соответствующие меры.
Правоохранительные органы будут также сотрудничать с транспортными компаниями и органами государственного управления, чтобы улучшить процесс проверки и контроля. Это позволит ускорить выявление нарушений и усилить ответственность нелегальных таксистов.
Одна из главных целей новых проверок — создать более прозрачную и безопасную среду для пассажиров, где только лицензированные таксисты смогут предоставлять услуги. Это позволит увеличить доверие к такси и защитить пассажиров от возможных проблем и рисков.
Если будет обнаружено, что таксист работает без лицензии, ему будет назначен штраф, который может значительно повлиять на его финансовое положение. Поэтому важно, чтобы все таксисты имели действующую и соответствующую лицензию и соблюдали правила и требования, установленные законодательством.