Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если успеваемость школьника начинает падать, то это беспокоит не только ребёнка, но и его родителей. Иногда двойки и тройки в дневнике говорят о том, что ученик «отстаёт» по программе, а иногда — о несправедливом оценивании. Во втором случае, прежде чем действовать, важно разобраться, почему учитель может занижать оценки.
Что делать, если ребёнку занижают оценки
Если вы считаете оценку незаслуженной, можно и нужно попробовать разобраться. Вот алгоритм действий, который рекомендует юрист.
Шаг 1. Прочитайте методическое письмо Минобразования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Этот документ не является нормативно-правовым актом, а только содержит рекомендации, но на него можно ссылаться при беседе с педагогом или директором.
Шаг 2. Изучите локальные нормативные акты школы. Тот документ, который вам нужен, регулирует порядок проведения текущего и промежуточного контроля знаний учеников. В нём должны быть прописаны общие критерии выставления оценок.
Изучите образовательную программу вашей школы. Раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения» должен содержать правила оценивания знаний по каждому учебному предмету.
По Закону об образовании эти документы должны быть в открытом доступе на официальном сайте школы. Но если найти их самостоятельно не получается — обратитесь напрямую к администрации.
Шаг 3. Поговорите с педагогом, ссылаясь на методическое письмо, локальные акты и образовательную программу. Лучше не брать ребёнка с собой — диалога двух взрослых будет достаточно. Чтобы не переводить беседу в конфликт, постарайтесь проявить вежливость и понимание. Начните диалог с реплики: «У нас возникли вопросы по поводу оценок /имя школьника/, и хотелось бы больше узнать про то, почему здесь получилось так».
Вероятно, окажется, что учитель не занижает оценки, а строго следует предписаниям. Нужно допускать, что ребёнок может чего-то недоговаривать — но в любом случае вставайте на его сторону, а не учителя. Школьник должен чувствовать себя под защитой.
Если вы знаете, что сомнения в объективности оценок есть и у других родителей, можно объединиться и прийти на беседу с учителем группой. Так беспокойство родителей будет иметь больший вес — поскольку проблема коллективная, просто замять её не получится.
Шаг 4. Обычно учитель может объяснить и прокомментировать оценки. Но если аргументы педагога кажутся несправедливыми или неубедительными, а выставленная оценка прямо расходится с критериями в локальных актах и образовательной программе — стоит пойти на устную беседу к директору.
Шаг 5. Если устная беседа не принесла результатов, составьте письменное требование в свободной форме на имя директора школы — попросите проверить действия учителя на соответствие локальным актам и нормам.
>
Объясните ребёнку, что педагог неправ. Похвалите школьника: отметьте, что в работе всё объективно сделано хорошо. Ребёнок должен понимать, что оценки не так важны, как сами знания, а вы любите его вне зависимости от отметок.
Помните, что в каждой общеобразовательной школе должна быть Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Законом об образовании предусмотрено право родителя обращаться в Комиссию для защиты прав своего ребёнка, в том числе когда оценки ученика необъективны.
Выяснение отношений с учителями и администрацией — это всегда неприятно. Если ситуация с несправедливой оценкой — единичный случай, бывает легче закрыть глаза и списать это на усталость или промах педагога. Но если ребёнку систематически занижают оценки в школе, лучше разобраться и отстоять свои права.
На что нужно обратить внимание
Не знаете, что делать, если учитель занижает оценки? Тут важно понимать, на каждое действие преподавателя можно пожаловаться и доказать факт занижения, а сделать это бывает очень непросто. Дело в том, что преподавательская деятельность осуществляется в рамках Закона об образовании, где прописано о его праве свободно выражать собственное мнение и противостоять вмешательству в его деятельность. Простыми словами, педагог самостоятельно выбирает методы и средства обучения, а также воспитания. Поэтому придется очень постараться, чтобы доказать, что учитель действует непедагогично.
Однако и с этим можно бороться. Если родитель не согласен с методом преподавания, то он имеет право обратиться к директору школы либо в департамент образования по месту расположения школы с просьбой проведения переаттестации либо замены определенного учителя, соответственно, указав весомые для этого причины.
Итак, вы подготовились, изучили критерии оценок, значит, пришла пора отправиться в школу.
- Для начала следует встретиться с проблемным учителем. В процессе разговора важно объективно оценить ситуацию и понять, действительно ли проблема заключается в предвзятом отношении или все-таки ребенок не совсем честен с вами или попросту не до конца понимает собственные ошибки.
- Если встреча с преподавателем не помогла или вы не разделяете его позиции, то следует поделиться своими мыслями с администрацией школы. Не знаете, как написать жалобу на учителя? Это можно сделать официально путем написания заявления на имя директора с указанием конкретных ситуаций и ссылками на нормативные документы либо обсудить проблему в неформальной обстановке за чашкой чая.
Куда обращаться, если учитель занижает оценки? Как поступить, когда администрация учебного заведения отстаивает интересы коллектива и не собирается предпринимать никаких действий? В этом случае придется начинать «военные действия» путем обращения в департамент образования либо направлением жалобы на администрацию школы за бездействие в Рособлнадзор, отвечающий за образовательную деятельность вашего региона.
Учитель травит ребенка
Далеко не всегда негативное отношение учителя выражается в оценках. Есть дети, которые отлично учатся, но все же испытывают постоянное давление учителя. Такие претензии сложнее выразить словами, поэтому обратите внимание на следующее.
- Ребенок стал более подозрительным, когда речь заходит об этом уроке или предмете. Он как будто ожидает подвоха или насмешки.
- Ребенок закрывается, когда вы спрашиваете про этого учителя или его уроки, хотя об остальном рассказывает довольно четко и понятно.
- Ребенок боится ошибиться и слишком много времени и сил уделяет подготовке к этому уроку.
- У ребенка возникают нервные тики и другие непонятные реакции, когда речь идет об учителе или предмете.
Если претензии к учителю есть у всего класса, то проблема, скорее всего, в нем. Сменить учителя иногда бывает сложно, но обычно администрация школа идет на уступки, чтобы не было скандала.
- Вначале поговорите с классным руководителем. Если он не хочет вникать или отправляет вас к директору — запишитесь на прием.Это демонстрация вашей доброй воли и нежелания идти на конфликт.
- Приведите конкретные примеры, по которым вы бы хотели заменить учителя.
- Если вам предлагают конфликтную комиссию, соглашайтесь. Директор не может снимать учителей по первой просьбе родителей — так вся школа сойдет с рельсов.
- Постарайтесь уладить конфликт на переговорах в комиссии. Если вы уверены в том, что все бесполезно, скажите директору, что вы будете вынуждены действовать официально.
- Напишите директору письмо на официальную почту. Обязательно перечислите претензии и выразите просьбу сменить учителя. В идеале это сделать на бумаге, подписать у других родителей класса, отсканировать и отправить.
Прежде, чем составлять жалобу или заявление, необходимо понимать, что не все действия учителя подлежат обжалованию и не всегда удается добиться пересмотра оценки. Внимательно изучите 47 ст. закона про образование. Здесь указано, что педагог имеет профессиональные права и свободы, выражающиеся в следующих моментах:
- озвучивание собственного мнения;
- исключение вмешательства в преподавание;
- преподнесение материала ученикам согласно собственным знаниям и убеждениям;
- возможность выбирать используемые формы обучения при их педагогическом обосновании;
- творческая инициатива, использование уникальных методов обучения, если они соответствуют требованиям образовательной программы по отдельно рассматриваемой дисциплине;
- право выбирать обучающие и методические пособия при условии отсутствия противоречивости образовательной программы;
- защищенность профессиональной чести.
Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?
Если ребенок жалуется на учителя, родителям стоит успокоиться и разобраться в ситуации. Возможно, учитель травит ребенка и отыгрывается на нем. Но бывает и так, что дети срывают уроки, учитель просто не справляется с классом, а ваш ребенок заводила и получает по заслугам. Как понять, что происходит, и справиться с ситуацией?
К сожалению, многие учителя по-прежнему смотрят на оценку как на инструмент давления на ребенка. Школьные отметки часто работают как оружие в войне, а не как повод обсудить работу и повысить его знания по предмету. Как понять, что оценки ставят не за знания, а по причине личной неприязни?
- Ребенок может выполнить работу по предмету на удовлетворительную оценку, если его знания проверить независимо.
- Учитель очень много задает. Если на домашнее задание с одного дня на другой уходит более часа – это чрезмерные нагрузки, которые не по силам среднему ученику.
- Учитель много требует. Когда двойки у всего класса или почти у всего, система оценивания не соответствует реальному уровню детей. Да, у детей могут быть пробелы в знаниях, но такой подход снижает их мотивацию к учебе. Поэтому хороший учитель не станет прибегать к этому методу, когда хочет научить.
Все это признаки того, что претензии ребенка не беспочвенны. Стоит присмотреться к учителю. Возможно, у него репутация сильного учителя, который добивается высоких результатов. Вопрос в том, какой ценой и будет ли вообще ваш ребенок успешен на негативной мотивации и куче двоек.
Учитель не объективно ставит оценки
Так получилось, что из-за переезда пришлось перевести ребенка в новую школу(2 класс). И новая учительница относится к ребенку предвзято. Она не просто занижает оценки, а тупо ставит 2. Вчера приходит сын домой по мат- ке получил 2. Спрашиваю за что? Вместо слова УВЕЛИЧИТЬ в 3 раза, он сказал ВЗЯТЬ по 3 раза. Пример выбрал верный (3×6=18). И таких случаев много. Т.*****. ребенок знает всю таблицу умн, складывает в уме 3х значные числа и т.д, а ему за такую вот ерунду ставят двойки. С учителем разговариваю, спрашиваю почему так, она свою линию гнет, мол мы изучаем новый принцип решения примеров, а он отвлекается и отвечает не так как надо. Я уже не знаю что делать, потому что ребенку учиться все желание отбивают и пытаются сделмть дурака из него.
Что делать, если учитель снижает оценки?
Если учитель снижает оценку ребёнку, то первым шагом нужно оспорить это решение. Подвергать ребёнка несправедливым отметкам лично никто не имеет права, в том числе и учитель, какими бы критериями он не опирался.
Если у вас возник вопрос о том, какие вещи можно забирать у учеников, то ответ очень простой: ничего. Учитель не имеет права забирать у учеников какие-либо вещи в виду своих оценок или за другие причины.
Если вы не согласны с несправедливыми оценками, то нужно иметь на руках какую-то доказательную базу. Например, вы можете взять на себя ответственность и записывать все задания или объяснения учителя, чтобы иметь возможность опираться на свои личные записи.
Что делать, если учитель оскорбляет учеников? Если учитель имеет право выставлять оценки, то он не имеет право любому ученику хамить и оскорблять в виду своих должностных обязанностей.
Если учитель занижают оценки, то можно опираться на нормативные документы, которые предусматривают определённые требования к выставляемым отметкам. Кроме того, если учитель систематически занижает оценки, то можно обратиться в администрацию школы, чтобы это прекратилось.
Итак, если у вас возникают вопросы по поводу снижения оценок учеников, то помните о том, что у вас есть возможность заботиться о своих правах и интересах. Не стоит кричать на учителей, но и не следует молчать, если возникает несправедливость.
За что нельзя ставить отметки в школе? Это важно знать
Хорошо, если педагог поставил максимально объективную и справедливую оценку на основании знаний ученика, но как показывает практика – оценка за почерк, кол за растерянность и оставленный дома учебник является распространенной практикой. А возможно ли это? Давайте разберем локальные акты и ответим на самые распространенные нарушения.
Выставление отметок по различным предметам, которые регламентируются «Положением о системе оценивания»/«Положением о формах, периодизации и порядке текущего контроля…», нормативными характеристиками по учебным предметам (рабочие программы), осуществляется по простой бальной системе.
Как часто мы встречаем истории о том, что учитель поставил двойку за плохое поведение или отсутствие учебника на парте… Если вы оказались в подобной ситуации – знайте, что учителю КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается выставлять текущие отметки (помните, что они предназначены для оценки знаний?) за:
Стоит отметить, что не во всех Положениях существует отметка «очень плохо», поэтому обосновано ли проставление «кола» легко узнать, заглянув в нормативные акты образовательного учреждения. Лично для меня подобная отметка в одном из ведущих лицеев города стала открытием, документально регламентированным.
Оценка за поведение может быть выставлена лишь при соответствующих локальных актах, на основании четких нарушений Правил внутреннего распорядка для обучающихся и в отдельную графу. А в вашей школе ставят двойки за поведение, отсутствие учебных материалов или домашнего задания, которое «съела собака»?
Когда причина раздора — оценка между «четверкой» и «пятеркой»
Суть конфликта фактически та же, что и в прежних случаях. Не достигнуто понимание между двумя сторонами. Исправить ситуацию поможет открытый диалог. Не всегда можно достичь желаемых результатов, если собеседником учителя будет ученик.
Некоторые педагоги поддерживают точку зрения, что оценки ставятся не только для учеников, но и для родителей. Это способ обратить их внимание на успеваемость ребенка. Родители имеют полное право задать вопросы о том, как учитель оценивает задания, побеседовать о возможных ресурсах улучшения подготовки. Конструктивный диалог поможет выявить недоразумения и избежать конфликтов в будущем.
Внимание! Если результат беседы не удовлетворил родителей, они могут обратиться за помощью к руководителю школьного учреждения.
Что можно почерпнуть из документа, если ученик и его родители не согласны с итоговой оценкой за полугодие или год?
Для таких случаев существует положение о промежуточной аттестации. Данный пункт рассматривает правила выставления итоговых оценок на основании годовой, полученной за экзамен, четвертной и полугодовой. Там же может быть прописан порядок пересмотра оценок.
Пересмотр осуществляется коллегиально с целью соблюдения объективности. В комиссию могут входить, например, 3 человека. Работа комиссии проводится в присутствии родителей ученика и заключается в определении соответствия или несоответствия выставленной итоговой оценки фактическим знаниям предмета. Работа комиссии завершается составлением протокола, который хранится в личном деле учащегося. В основании решений комиссии приводятся положения локального нормативного акта.
Как подготовиться к разговору с учителем
Разговор с учителем может быть иногда непростым, особенно если есть проблемы в учебе или если учитель несправедливо оценивает работу. Но с правильной подготовкой можно добиться конструктивного разговора и решения проблемы. Вот несколько советов, как подготовиться к разговору с учителем:
- Приготовьте документы и примеры работ. Если у вас есть претензии к учителю или есть какие-то вопросы, обязательно принесите с собой документы и примеры работ. Это может помочь проиллюстрировать вашу точку зрения и лучше объяснить вопросы.
- Понимайте свои права. У вас есть право получать объективную оценку за свою работу. Если вы чувствуете, что учитель несправедливо оценивает вас, то не стесняйтесь настаивать на своих правах и просить объяснения.
- Будьте дипломатичным. Не нужно начинать разговор с критики учителя или с обвинений. Лучше начать с вопросов и объективного изложения своей точки зрения.
- Будьте готовы слушать. Важно не только говорить, но и слушать. Попробуйте услышать аргументы учителя и понять его точку зрения.
- Оставайтесь спокойным. Никогда не начинайте разговор, если вы не можете оставаться спокойным. Это только ухудшит ситуацию. Найдите время и место, где вы можете спокойно и четко изложить свои мысли.
В целом, ключевой момент при подготовке к разговору с учителем — это понимание, что вы заслуживаете объективной оценки и право требовать объяснений, если вы не согласны с оценкой. Самая важная вещь, на которую нужно обратить внимание — это постараться сохранить хорошие отношения с учителем, даже если вы не согласны с ним в чем-то. Это поможет улучшить ситуацию и добиться лучших результатов в учебе.
Советы родителям ученика в данной ситуации
Если вы ощущаете, что учитель математики занижает оценки вашего ребенка, то вам нужно собрать как можно больше доказательств того, что так и есть. Сходите на родительское собрание и обсудите этот вопрос с другими родителями, возможно, у них есть аналогичные ситуации.
Также, попросите учительницу объяснить, по какой системе она ставит оценки, и попросите увидеть критерии оценок и работы, на основании которых они выставляются. Если вы не получаете удовлетворительных ответов, обратитесь в администрацию школы или образовательную организацию выше по иерархии.
Очень важно, чтобы вы поддерживали и мотивировали своего ребенка независимо от оценок, которые ему ставит учитель. Помогите ему найти дополнительную помощь в учебе, если это необходимо, и наблюдайте за степенью прогресса вашего ребенка.
- Старайтесь иметь дружеские отношения с учителем и попросите ее предложить Вам решения возникшей проблемы;
- Запишите на случай если занижение оценок ученику или группе класса произойдет повторно;
- Оцените уровень знаний ученика с помощью тестов и сравните с оценками;
- Обратите внимание на окружение вашего ребенка: может ли в классе есть другие факторы (возможно, учитель заметил, что у вашего ребенка есть свои любимцы и старается им больше помочь);
- Если оценка была занижена по нелепой причине или из-за недопонимания, поставьте в известность администрацию.
Анонимная жалоба на учителя
ПµÃÂõöøòðà÷ð ñûðóþÿþûÃÂÃÂøõ ÃÂõñÃÂýúð ø õóþ ôðûÃÂýõùÃÂøõ þÃÂýþÃÂõýøààÃÂÃÂøÃÂõûõü, ÃÂþôøÃÂõûø ÃÂÃÂÃÂõüÃÂÃÂÃÂàýðÿøÃÂðÃÂàðýþýøüýÃÂàöðûþñÃÂ. ÃÂôýðúþ ÃÂðúøõ ÿÃÂõÃÂõý÷øø þñÃÂÃÂýþ ýõ ÃÂðÃÂÃÂüðÃÂÃÂøòðÃÂÃÂÃÂÃÂ. ÃÂÃÂþ ÃÂòÃÂ÷ðýþ àÃÂõü, ÃÂÃÂþ þÃÂòõàýð ÿþÃÂÃÂÃÂÿøòÃÂøù ôþúÃÂüõýàôþûöõý þÃÂÿÃÂðòûÃÂÃÂÃÂÃÂàýð þÿÃÂõôõûõýýÃÂù ðôÃÂõÃÂ. ÃÂÃÂûø þý þÃÂÃÂÃÂÃÂÃÂÃÂòÃÂõÃÂ, ÃÂðñþÃÂýøúø ÃÂÿþûýþüþÃÂõýýÃÂàþÃÂóðýþò ýõ ÃÂüþóÃÂàÃÂþþñÃÂøÃÂàþ ÿÃÂøýÃÂÃÂÃÂàüõÃÂðÃÂ.
àÃÂðúøü ÃÂøÃÂÃÂðÃÂøÃÂü þÃÂýþÃÂÃÂÃÂÃÂÃÂ:
- àÃÂóÃÂþ÷àÃÂþòõÃÂÃÂõýøàÃÂõÃÂÃÂþÃÂøÃÂÃÂøÃÂõÃÂúøàðúÃÂþò;
- àÿÃÂõÃÂÃÂÃÂÿûõýøõ ÿÃÂþÃÂøò öø÷ýø ÃÂÃÂõýøúð;
- àÿÃÂõÃÂÃÂÃÂÿûõýøõ ÿÃÂþÃÂøò ÷ôþÃÂþòÃÂàÃÂÃÂðÃÂøÃÂÃÂÃÂ.
ÃÂýþýøüýðàöðûþñð ÃÂþÃÂÃÂðòûÃÂõÃÂÃÂàÿþ ÃÂÃÂðýôðÃÂÃÂýþüàþñÃÂð÷ÃÂÃÂ, þôýðúþ ûøÃÂýÃÂõ ôðýýÃÂõ ÷ðÃÂòøÃÂõûàýõ ÃÂúð÷ÃÂòðÃÂÃÂÃÂÃÂ.