Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ростехнадзор разъясняет: сроки устранения недостатков по предписанию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда Ростехнадзор или любые другие государственные органы выносят предписание, в нем указывается срок для исправления нарушений, либо исполнение требований, если таковые имеются. В срок, организации могут не уложиться, поэтому составляют ходатайство о продлении срока, это в том случае, если причины пропуска исполнения предписания, были уважительными. Продление срока регламентируется соответствующими административными регламентами Ростехнадзора, на основании которых лицо, в течение 10 дней с момента пропуска срока исполнения предписаний, может обратиться с мотивированным ходатайством об его продлении.
Перечень документов выдаваемых вместе с предписанием Ростехнадзора
При составлении и выдаче предписания Ростехнадзора выдаются следующие документы:
1. Уведомление о проведении плановой или внеплановой проверки;
2. Акт проверки;
3. Предписание об устранении нарушений обязательных требований;
4. Протокола об административном правонарушении;
5. Постановления о назначении административного наказания.
В данных документах указываются сведения об ответственном за выполнение административной процедуры должностном лице, которое определяется в соответствии с приказом руководителя Ростехнадзора о проведении проверки (должностных лиц может быть несколько). Все документы составляются в 2 (двух) экземплярах. Один экземпляр остается у эксплуатирующей организации, второй экземпляр документов остается у инспектора Ростехнадзора.
Обжалование результатов проверок гос.органов
Предписания трудовой инспекции, госпожарнадзора, фас, роспотребнадзора и других органов контроля или надзора являются ненормативными правовыми актами.
Порядок обжалования ненормативных правовых актов регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Данными кодексами установлены следующие правила о подсудности. В случае, если предписание органа государственного контроля (надзора) затрагивает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то оно подлежит обжалованию в Арбитражный суд. В иных случаях спор будет подсуден суду общей юрисдикции.
1.предписанием незаконно возложена обязанность, либо созданы препятствия к осуществлению данным лицом предпринимательской или иной экономической деятельности
2.предписание не соответствует закону или иному НПА
Заявление, направляемое в Арбитражный суд, должно соответствовать требованиям ч.1 ст.199 АПК РФ (образец см. далее).
К заявлению необходимо приложить подлинник предписания, либо его надлежаще заверенную копию, а так же иные документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ.
Законом установлено, что лицо может обжаловать ненормативно-правовой акт в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в течении 3 месяцев с того момента, как лицо узнало о нарушении своих прав или законных интересов.
В отношении предписания, такой срок будет исчисляться с момента получения предписания лицом, которому оно адресовано.
Пропуск указанного срока не лишает лица права на обращение в суд, однако в таком случае необходимо доказать, что процессуальный срок был пропущен по уважительной причине.
В случае обращения в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания органа контроля (надзора) подлежит уплате государственная пошлина. Ее размер для физического лица составляет – 200 рублей, для юридического – 2000 рублей.
Реквизиты для уплаты госпошлины вы всегда можете найти на сайте суда, в которому подсуден ваш спор. Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины, при обращении в суд необходимо направить вместе с заявлением.
Неисполнение предписания Ростехнадзора в указанный срок
Инспектор Ростехнадзора в соответствии с пунктом 2 статьи 17 ФЗ-294 имеет право назначить внеплановую проверку с целью контроля исполнения предписания. Как правило инспектор назначает внеплановую проверку на дату окончания срока исполнения предписания.
В случае полного или частичного неисполнения предписания Ростехнадзора в срок указанный в предписании, инспектор вправе составить протокол об административном правонарушении и наложить штраф на юридическое и(или) должностное лицо в соответствии с пунктом 11 статьи 19.5 КоАП РФ:
«11. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.».
Если вы не согласны с нарушениями указанными в предписании Ростехнадзора, необходимо начинать обжаловать данное предписание сразу, а не дожидаться внеочередной проверки Ростехнадзора.
Как оспорить предписание Ростехнадзора через суд
Для обжалования предписания о нарушениях, выявленных Ростехнадзором в ходе проверки, организация может обратиться напрямую в суд.
Срок подачи жалобы предусмотрен ст. 256 Гражданско-процессуального кодекса РФ и составляет 3 месяца с момента выдачи предписания.
Порядок оспорения предписания Ростехнадзора через суд следующий:
Этап №1. Подготовка документальных оснований
Прежде чем обращаться в суд, заявителю необходимо подготовить документальные основания обоснованности жалобы. Такими документами могут выступать справки, акты, постановления, прочие документы, подтверждающие, что проверка Ростехнадзора проведена с нарушениями, а предписание о выявленных нарушениях выдано необоснованно.
Этап №2. Составление искового заявления
Представителю организации следует подготовить исковое заявление в свободной форме, указав в нем:
- наименование судебного органа (районный суд общей юрисдикции);
- информацию об организации (наименование, адрес, ИНН, КПП);
- данные о заявителе (ФИО, основания для представления интересов);
- дату составления документа.
В тексте искового заявления необходимо четко и последовательно изложить обстоятельства, на основании которых заявитель считает предписание Ростехнадзора необоснованным. При описании обстоятельств и фактов следует ссылаться на документы (дата, номер решения о проведении проверки, акта проверки, т.п.) и нормативно-правовые акты (номера федеральных законов, постановлений правительства). Также в тексте иска должны быть перечислены номера и даты документов, оформленных в качестве приложений (акт проверки, предписание).
Этап №3. Обращение в суд
Представитель организации может обратиться с жалобой на предписание Ростехнадзора в районный суд общей юрисдикции, подав в судебный орган следующие документы:
- исковое заявление (в 2-х экземплярах);
- документы, подтверждающие изложенные в иске факты и оформленные в виде приложения;
- уставные документы организации;
- удостоверение личности представителя;
- документы, подтверждающие права представителя (доверенность);
- квитанция об уплате госпошлины.
Обращение на оспорение предписания Ростехнадзора рассматривается в рамках стандартного судебного производства. В случае, если доказательства заявителя суд посчитает достаточными и обоснованными, будет вынесено решение о признании проверки недействительной, предписание, выданное Ростехнадзором по результатам такой проверки, будет аннулированно.
Порядок протеста на предписание ростехнадзора
Предписания трудовой инспекции, госпожарнадзора, фас, роспотребнадзора и других органов контроля или надзора являются ненормативными правовыми актами. Порядок обжалования ненормативных правовых актов регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Данными кодексами установлены следующие правила о подсудности. В случае, если предписание органа государственного контроля надзора затрагивает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то оно подлежит обжалованию в Арбитражный суд. В иных случаях спор будет подсуден суду общей юрисдикции. Заявление, направляемое в Арбитражный суд, должно соответствовать требованиям ч. К заявлению необходимо приложить подлинник предписания, либо его надлежаще заверенную копию, а так же иные документы, перечисленные в ст. Законом установлено, что лицо может обжаловать ненормативно-правовой акт в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в течении 3 месяцев с того момента, как лицо узнало о нарушении своих прав или законных интересов.
Последствия неисполнения предписания
Неисполнение предписания компаниями точно в срок, влечёт за собой негативные последствия, например, административные. На основании законодательства об административных нарушениях на компанию может быть наложен штраф либо дисквалификация на срок до трёх лет.
Штрафы могут нарастать со временем, увеличиваясь, например, при повторном административном нарушении. Во избежание дополнительных штрафов и санкций нужно исполнять предписание во время, в ином случае ходатайствовать.
Предписание само по себе является обязывающим документом к исполнению, поэтому подлежит исполнению, в ином случае органы могут обратиться в суд с иском, обязав сторону исполнить данное предписание. Законность и обязательность исполнения предписания в данном случае лежит на органе, который его вынес.
Последствия неисполнения предписания
Неисполнение предписания компаниями точно в срок, влечёт за собой негативные последствия, например, административные. На основании законодательства об административных нарушениях на компанию может быть наложен штраф либо дисквалификация на срок до трёх лет.
Штрафы могут нарастать со временем, увеличиваясь, например, при повторном административном нарушении. Во избежание дополнительных штрафов и санкций нужно исполнять предписание во время, в ином случае ходатайствовать.
Предписание само по себе является обязывающим документом к исполнению, поэтому подлежит исполнению, в ином случае органы могут обратиться в суд с иском, обязав сторону исполнить данное предписание. Законность и обязательность исполнения предписания в данном случае лежит на органе, который его вынес.
Обжалование результатов проверки Госсанэпиднадзора
Действующее законодательство предусматривает два порядка обжалования решений контролирующих органов — административный и судебный. Мы рассмотрим оба, а также расскажем про преимущества и недостатки.
Статья 23 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) предусматривает два возможных способа защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: 1) в административном (внесудебном) порядке, то есть посредством обращения с жалобой в вышестоящий орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля либо к вышестоящему должностному лицу; 2) в судебном порядке, то есть посредством обращения с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.
Контроль за исполнением выданных предписаний
В соответствии с Приказом Ростехнадзора № 48 от 12.02.2016 г.:
– Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок.
– Ростехнадзор может контролировать исполнение выданного им предписания после истечения срока устранения нарушений, указанного в предписании;
– Контроль может быть выражен в виде внеплановой документарной и(или) выездной проверок, в соответствии с пунктами 53-57 Приказа Ростехнадзора № 48 от 12.02.2016 г.;
По уважительным причинам возможно продление срока устранения отдельных пунктов предписания. Для этого необходимо, не позднее, чем за 10 дней до окончания срока исправления нарушений, направить в Ростехнадзор или его территориальный орган аргументированное ходатайство о продлении срока.
Наши специалисты проводят анализ предписаний Ростехнадзора на обоснованность. Звоните.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
- Приказ Ростехнадзора от 12.02.2016 N 48 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах»
Административные штрафы за нарушений требований промышленной безопасности | |
Статья 9.1 КоАП РФ | Нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа: — на граждан в размере 2 000-3 000 рублей; — на должностных лиц — от 20 000-30 000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; — на юридических лиц — от 200 000 – 300 000 или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. |
Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа: — на должностных лиц в размере от 40 000-50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; — на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. |
|
Административный штраф за неисполнение предписания Ростехнадзора | |
Пункт 11 статьи 19.5 КоАП РФ | Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.» |
Требования к составлению
Письмо – служебный документ. Поэтому, несмотря на относительно свободную форму изложения, оно обязано подчиняться ряду условий, а именно:
- данные предоставляются исключительно достоверные, без искажения или субъективности;
- приветствуются полнота и максимальная краткость;
- отсутствие двоякого понимания или прочтения;
- если приводится факт, то он должен быть логичным, достаточно аргументированным и внятным;
- юридическая грамотность общей формулировки и отдельных ее частей (для реализации этого правила понадобится несколько ссылок на законы);
- текст письма должен быть структурирован, разделен на отдельные части;
- если ситуация типовая, то желательно использование при ее описании трафаретных формулировок.
Основания для обжалования предписания Ростехнадзора
За предприятием закреплено право на обжалование предписания Ростехнадзора в случаях нарушения порядка проведения инспекции, а именно:
- инспекция проводилась лицом, которое не указано в распоряжении на проведение проверки;
- инспектор самовольно и самостоятельно проводил осмотр оборудования и помещений, осуществлял выемку документов (без понятых и представителей предприятия);
- длительность проверки превысила срок, указанный в распоряжении;
- проверка проведена чаще установленного порядка (1 раз в 3 года), при отсутствии соответствующего обоснования;
- руководитель предприятия не ознакомлен с результатами проверки и выявленными нарушениями в соответствующем порядке.
В соответствие с вышеуказанными основаниями, предприятие может обжаловать предписание и признать его недействительными.
Кроме того, предписание Ростехнадзора могут быть признаны необоснованными, в случае, если выявленные нарушения не являются таковыми с точки зрения действующего законодательства.
Предписание Ростехнадзора можно оспорить, подав жалобу в порядке подчиненности подразделений. Также организация может обжаловать решение контролирующего органа через суд.
Основания для продления срока исполнения предписания
2. Государственная функция по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
3. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется Ростехнадзором и его территориальными органами.
4. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), размещается на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть Интернет), в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» (далее — федеральный реестр) и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
5. Предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными лицами (далее соответственно — юридические лица, индивидуальные предприниматели) в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности требований, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования, материалов и осуществляемых технологических процессов, а в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта, соблюдение требований такого обоснования безопасности (далее — обязательные требования).
6. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности ведется за осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями следующих видов деятельности в области промышленной безопасности:
1) проектирование, эксплуатация, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;
2) изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
3) проведение экспертизы промышленной безопасности.
Продление срока исполнения предписания ГИТ
Вопрос:
Возможно ли продление сроков устранения недостатков касательно экспертизы промышленной безопасности технических устройств ОПО в связи с длительным сроком (до 2-х месяцев) проведения аукциона и заключения договора со специализированными организациями на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств?
Ответ: В соответствии с пунктом 84 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.02.2016 № 48, в случае необходимости продления сроков устранения отдельных пунктов предписания по уважительным причинам, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в области промышленной безопасности, не позднее 10 рабочих дней до указанного в предписании срока устранения нарушения, вправе направить в Ростехнадзор (его территориальный орган), аргументированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания (далее – ходатайство).
К ходатайству прилагаются документы, обосновывающие продление срока, материалы о ходе устранения нарушения к моменту направления ходатайства, а также подтверждающие принятие юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушений, указанных в предписании.
Решение об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) ходатайства и назначении нового срока исполнения предписания принимается руководителем (заместителем руководителя) Ростехнадзора (его территориального органа) в срок не более 10 рабочих дней со дня его регистрации в Ростехнадзоре (его территориальном органе).
В случае принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства указываются причины, послужившие основанием для отказа в удовлетворении ходатайства.
Решение Ростехнадзора (его территориального органа) по результатам рассмотрения ходатайства направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Вопрос:
Возможно ли продление сроков устранения недостатков касательно экспертизы промышленной безопасности технических устройств ОПО в связи с длительным сроком (до 2-х месяцев) проведения аукциона и заключения договора со специализированными организациями на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств?
Ответ: В соответствии с пунктом 84 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.02.2016 № 48, в случае необходимости продления сроков устранения отдельных пунктов предписания по уважительным причинам, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в области промышленной безопасности, не позднее 10 рабочих дней до указанного в предписании срока устранения нарушения, вправе направить в Ростехнадзор (его территориальный орган), аргументированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания (далее – ходатайство).
К ходатайству прилагаются документы, обосновывающие продление срока, материалы о ходе устранения нарушения к моменту направления ходатайства, а также подтверждающие принятие юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушений, указанных в предписании.
Решение об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) ходатайства и назначении нового срока исполнения предписания принимается руководителем (заместителем руководителя) Ростехнадзора (его территориального органа) в срок не более 10 рабочих дней со дня его регистрации в Ростехнадзоре (его территориальном органе).
В случае принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства указываются причины, послужившие основанием для отказа в удовлетворении ходатайства.
Решение Ростехнадзора (его территориального органа) по результатам рассмотрения ходатайства направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Вопрос от 29.05.2018:
При проверке государственным инспектором Ростехнадзора выявлено нарушение, для устранения которого необходимо планирование бюджета, проведение торгово-закупочных процедур, заключение договора на разработку проектно-сметной документации, проведение ЭПБ проекту и выполнение ремонтно-строительных работ.
Несмотря на разъяснения эксплуатирующей организации о возможности устранения такого нарушения в определенный расчетом срок, государственный инспектор Ростехнадзора устанавливает максимально возможный срок, который он может установить, 6 месяцев. В такой срок эксплуатирующая организация не может устранить нарушение.
Какой нормативной базой государственный инспектор руководствуется, устанавливая возможный максимальный срок для устранения выявленного нарушения?
Контроль за исполнением выданных предписаний
В соответствии с Приказом Ростехнадзора № 48 от 12.02.2016 г.:
– Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок.
– Ростехнадзор может контролировать исполнение выданного им предписания после истечения срока устранения нарушений, указанного в предписании;
– Контроль может быть выражен в виде внеплановой документарной и(или) выездной проверок, в соответствии с пунктами 53-57 Приказа Ростехнадзора № 48 от 12.02.2016 г.;
По уважительным причинам возможно продление срока устранения отдельных пунктов предписания. Для этого необходимо, не позднее, чем за 10 дней до окончания срока исправления нарушений, направить в Ростехнадзор или его территориальный орган аргументированное ходатайство о продлении срока.