Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация фаркопа в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процедура регистрации фаркопа в ГИБДД достаточно длительная. Во-первых, нужно выбрать ТСУ, соответствующее марке и модели автомобиля. В противном случае нельзя будет узаконить фаркоп на легковом автомобиле. А в случае использования тягово-сцепного устройства, не предназначенного для авто, грозит штраф.
Документы на фаркоп! Где их взять, если купили автомобиль с фаркопом или установили фаркоп в то время, когда никто не обращал на них внимание.
Если вы читаете данную статью, то скорее всего вы натыкались на новость, что с 2021 года необходимо предоставлять документы на фаркоп. На момент написания статьи нет четкого понимания, в какой момент эти документы нужны. То ли во время постановки машины на учет, то ли для прохождения техосмотра автомобиля, то ли при остановке сотрудником ГИБДД. Очень много громких заголовков, но нет реальных историй, когда кто либо «пострадал» от установленного фаркопа.
Но мы с вам и живем в России и прекрасно знаем, что нет дыма без огня и рано или поздно документы на фаркоп нам пригодятся. На момент написания статьи необходим следующий набор документов:
- Паспорт (инструкцию по монтажу) фаркопа с отметкой автосервиса о его монтаже.
- Копию сертификата ТСУ.
- Акт о проделанной работе.
Порядок регистрации ТСУ на автомобиль в ГИБДД
Регистрация фаркопа на автомобиль в 2023 году осуществляется в несколько шагов:
- Сначала необходимо прийти в отделение ГИБДД и подать пакет документов, включающий свидетельство о регистрации машины, копию ПТС, сертификат соответствия на фаркоп и заполненное по образцу заявление.
- Затем, следуя указаниям инспектора, отогнать автомобиль на СТО для проведения первичной техэкспертизы. Мастера определят, насколько безопасно устанавливать фаркоп на авто. При положительном результате автовладелец получит на руки документ, разрешающий монтаж ТСУ.
- Крепление можно осуществить самостоятельно, но лучше сделать это в автосервисе, с получением документов о проведенной операции.
- После установки буксирующего устройства сотрудники автосервиса подвергают автомобиль вторичной экспертизе. На этот раз проверяется его безопасность для участников дорожного движения.
- Если все в порядке, автовладелец получит на руки диагностическую карту.
- После этого необходимо собрать полученные в СТО документы, приложить к ним сертификат качества на ТСУ, заполнить заявление на регистрацию и передать пакет в техотдел ГИБДД.
- Инспектор проверит корректность монтажа и выдаст свидетельство, подтверждающее соответствие прикрепленного фаркопа нормам Техрегламента Таможенного союза.
Документы на фаркоп легкового автомобиля
В 2021 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
- предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
- предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:
- При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке фаркопа на заводе.
- При установке ТСУ в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
- Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации, которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то можно выдохнуть.
- Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел сертификат соответствия.
Таким образом, список необходимых документов для использования ТСУ:
- Руководство по эксплуатации автомобиля.
- Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
- Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Тех. регламента.
Информация о фаркопах в законодательстве
В законодательстве при рассмотрении особенностей фаркопа стоит ориентироваться на Технический регламент таможенного союза от 2011 года. В нем зафиксировано, что при наличии тягового устройства в заводской конструкции нет необходимости проходить дополнительную регистрацию.
В случае установки фаркопа обязательно нужно ориентироваться на документацию, его полное соответствие основным нормам и правилам, прохождение экспертизы, рассматривающей вопросы безопасности.
В результате можно сделать вывод о том, что при приобретении автомобиля или же установке фаркопа обязательно нужно рассматривать инструкцию по эксплуатации автомобиля, а также на технические характеристики самого дополнительного оборудования, сертификат на него и данные от мастерской, установившей это оборудование.
При четком соблюдении всех правил и норм с фаркопом не будет никаких дополнительных проблем. В таком случае обеспечивается соблюдение закона, а также гарантируется безопасность использования.
Вопрос: Машина на гарантии, значит фаркоп можно устанавливать только у официального представителя?
Ответ: Не обязательно. Установку может производить любая другая компания, которая имеет соответствующие разрешения. Нужно проверить, чтоб у исполнителя был сертификат, который подтверждает выполнение регламента, ГОСТА при работе. В таком случае гарантия официального дилера сохраняется.
Вопрос: Сколько по времени длится экспертиза в ГИБДД при переоснащении авто?
Ответ: В ГИБДД экспертизу не проводят, услугу можно заказать в специализированной компании. Контролирующий орган лишь проверяет предоставленные документы, на их основании вносятся изменения в свидетельство.
Что является внесением изменений в конструкцию автомобиля
Под изменениями конструкции транспортного средства понимается демонтаж предусмотренных и/или установка не предусмотренных заводом-производителем составных частей автомобиля. Исходя из этого, изменениями конструкции являются:
- замена типа кузова;
- замена сидений на сидения другого производителя или другой модели авто;
- изменение расположения сидений и/или их количества;
- замена типа и/или модели двигателя (если это влияет на мощность и вес автомобиля);
- замена световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных фар);
- демонтаж или установка ГБО;
- замена тормозной системы;
- установка фаркопа, порогов и спойлеров, лебедок и подъемников;
- установка дополнительных баков для топлива;
- переоборудование автомобиля для граждан с инвалидностью;
- замена бамперов;
- изменения в ходовой части транспортного средства;
- переустановка руля;
- корректировка габаритных и весовых параметров.
Какие документы нужны, и как их получить
Владельцу транспортного средства предстоит несколько раз обращаться в автоинспекцию с документами на установку фаркопа. Первоначально необходимо представить:
- заявление по установленной форме;
- оригинал и двустороннюю копию ПТС;
- документальные подтверждения качества и безопасности устройства;
- свидетельство о регистрацию ТС в ГАИ.
После проведения модификации (установки фаркопа), владелец еще раз должен прийти в автоинспекцию для регистрации фаркопа на легковой автомобиль. Сотрудник ГИБДД проверит, качественно ли установлено устройство, нет ли риска для участников дорожного движения. В этом случае необходимо представить:
- заявление на регистрацию модификации;
- договор покупки прицепа (если в наличии);
- сертификат на фаркоп;
- акт автосервиса об установке;
- карту диагностики транспортного средства (выдается СТО);
- экспертное заключение (выдается СТО).
Можно ли обойтись без регистрации
Требуется ли регистрация фаркопа, зависит от того, была ли изменена конструкция автомобиля при установке оборудования. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза 018/2011, пункт 77, транспортные средства в таких случаях не подлежат досмотру:
- При монтаже оборудования и компонентов, предназначенных для данного типа транспортного средства, которые были испытаны в составе транспортного средства и имеют подтверждающие документы.
- Установка специфического оборудования и компонентов предусмотрена производителем транспортного средства в соответствии с эксплуатационной документацией автомобиля.
Согласно этому техническому регламенту, если фаркоп установлен на легковом автомобиле, устройство может быть освобождено от регистрации при соблюдении следующих условий:
- Возможность установки фаркопа на автомобиль и использования его с прицепом указана в руководстве пользователя. Большинство автомобилей подходят для таких условий.
- Производитель выпустил декларацию о соответствии техническому регламенту на тягово-сцепное устройство и паспорт изделия, в котором указано, что оно может быть установлено на определенные модели автомобилей.
- Устройство было установлено на транспортное средство в соответствии с инструкциями и без изменения конструкции транспортного средства.
Разрешена ли установка фаркопа на легковой автомобиль: российское законодательство об установке фаркопа
Фаркоп — это тягово-сцепное устройство (ТСУ), которое устанавливается на автомобиль с целью подсоединения к нему прицепа.
Фаркоп можно установить в предусмотренные для него штатные места в сервис-центре или самостоятельно, если это не требует нарушения конструкции машины. То есть, не применяется сварка, сверление и т. д.
С 01.01.2015 начал действовать Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 (далее — Техрегламент). Он регламентирует процесс внесения конструктивных изменений в структуру автомобиля.
Установка фаркопа к подобным изменениям не относится, если завод-изготовитель предусмотрел места для его крепления и внес его в перечень дополнительного оборудования для данной модели авто.
При отсутствии данных о ТСУ в одобрении типа ТС (ОТТС) и документации предприятия-производителя его установка будет являться изменением конструкции машины. В этом случае разрешение на его монтаж дает ГИБДД. Об этом свидетельствует п. 7.18 ПДД и Закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995.
Важно. Если автомобиль не эксплуатируется, никто не вправе оштрафовать владельца за его переоборудование.
Закон о фаркопах для легковых автомобилей в 2021 году
Технический регламент 018/2011 Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» — это закон, который регулирует установку фаркопа на легковые автомобили. Необходимость одобрения сцепки зависит от технических характеристик автомобиля.
Если из документации, поставляемой с автомобилем, ясно, что сцепное устройство было установлено на заводе, то нет необходимости в дальнейшем оформлении этого компонента. Если установка фаркопа невозможна и владелец автомобиля установил имеющийся в продаже или самодельный фаркоп, он должен зарегистрировать его в Бюро лицензирования дорожного движения.
Кроме того, фаркоп не нужно регистрировать, если:
- он совместим с автомобилем (это подтверждается сертификатом соответствия);
- он был официально приобретен у производителя или дилера (это подтверждается паспортом фаркопа и свидетельством о продаже или подтверждением доставки);
- он установлен в стандартных местах (это подтверждается актом выполненных работ и записью в паспорте сцепки).
Ведь в данном случае автомобиль оснащен сцеплением, специально разработанным для этой модели, и оно установлено в стандартной комплектации, как и предполагалось производителем, что означает, что в конструкцию автомобиля не было внесено никаких изменений.
С 1 июля 2020 года в соответствии с требованиями ГОСТ 33670 «Транспортные средства дорожные одноосные. Методы экспертизы и испытаний для оценки соответствия», автомобиль должен быть представлен на проверку аккредитованной организации для проведения лабораторных испытаний, прежде чем тюнинг будет легализован в дорожной полиции.
Раньше достаточно было отправить оценщику фотографии той части автомобиля, которая была изменена. На основании фотографий было дано заключение о том, качественная работа или нет. По желанию эксперт может сам приехать на остановочный пункт и провести оценку. С 1 июля правила изменились. Владелец автомобиля должен сам привезти автомобиль для оценки. Не разрешается управлять им после модификации — это является нарушением правил дорожного движения. Поэтому для проведения обязательной оценки необходимо использовать эвакуатор.
Что делать, если планируется купить и установить фаркоп
Чтобы установить фаркоп и в дальнейшем из-за этого не возникло каких-либо разногласий при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД, рекомендуется следовать указанной инструкции:
- Определиться с тем, предусмотрено ли заводом-изготовителем установка такого оборудования на транспортное средство. Обязательно также нужно иметь техническую инструкцию к нему, где четко сформулировано, допускается ли такая модификация. Даже если её автовладелец потерял или не сохранил, то можно использовать скачанное из интернета руководство (с сайта производителя или стороннего ресурса).
- Если установка допускается, то останется только приобрести совместимое крепление (модели также можно уточнить у производителя) и установить его в авторизованном сервисном центре.
- Если установка не предусмотрена концерном, то нужно посетить ближайшее отделение ГИБДД с пакетом документов по авто (ПТС, руководство, квитанция о пошлине) для проведения технической экспертизы.
Нюансы установки фаркопа
Фаркоп не является универсальным элементом – для каждой модели транспортного средства разработана определенная версия. Крюк может быть прикреплен к раме авто, к корпусу, на болтах или посредством сварки. Иногда модель комплектуется штатным сцепным устройством, в противном случае его всегда можно приобрести на рынке (причем оригинальный и соответствующий вашей модели автомобиля). Но даже если вы решитесь на покупку неоригинального приспособления, необходимо убедиться, что с ним идет сертификат технического соответствия.
После установки фаркопа необходимо смонтировать электрику – на прицепе обязательно должны работать стоп-сигналы и поворотники. Очень удобно, если в комплекте со сцепным устройством идут провода и розетка, хотя их можно приобрести и отдельно. Это значит, что не имеет смысла переплачивать за полный комплект (фаркоп + электрика) – по частям иногда выходит намного дешевле.