Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кого из белорусов коснутся изменения в уплате подоходного налога с 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно действующей редакции НК при установления таких фактов налоговыми органами, выявленные доходы облагаются подоходным налогом по ставке 26%. Теперь в Проекте закрепляется, что в таких случаях налоговая база будет определяться за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, а налоговые льготы и вычеты, предусмотренные статьями 208 – 212 НК, не применяются (подп.8-1 ст. 199 НК).
Ставка подоходного налога с физлиц — 25%, если доход превысил 200 тысяч рублей в год
— Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 25% в отношении всех доходов, подлежащих налогообложению (по ставке подоходного налога с физических лиц, установленной пунктом 1 статьи 214 НК), и полученных плательщиками от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за налоговый период 200 000 белорусских рублей.
Пример: если за год вы заработали 250 тысяч белорусских рублей, то с разницы, то есть с 50 тысяч рублей, нужно заплатить подоходный налог 25% и представить декларацию.
Расчет: 250 тыс. руб. — 200 тыс. руб. = 50*25% = 12,5 тыс. руб. подоходный налог.
Кроме того, внесены дополнения к статье 199 «Налоговая база подоходного налога с физических лиц» по ставке 26%. Так, для доходов, в отношении которых контролирующим органом установлен факт неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц и налоговым агентом установлена ставка 26%, налоговая база определяется за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов. При этом налоговые льготы и вычеты, предусмотренные статьями 208−212 НК, не применяются.
Право на ограничение доступа к приложениям OZON и WB и другие новшества для должников
При выявлении задолженности по налогам (сборам), пошлинам, пеням плательщика в сумме, превышающей 3 тысячи базовых величин (37*3000 = 111 тысяч рублей), инспекция Министерства по налогам и сборам не позднее двух рабочих дней, следующих за днем ее выявления, направляет плательщику уведомление о нарушении налогового законодательства.
При непогашении задолженности в течение 90 календарных дней, следующих за днем направления плательщику уведомления, инспекция направляет в Министерство по налогам и сборам сведения о задолженности в разрезе каждого плательщика, датах ее выявления (образования) и направления уведомления.
Министерство по налогам и сборам принимает решение об ограничении доступа к сайту, его странице, мобильному приложению, посредством которых осуществляется доступ к электронной торговой площадке, используемому таким плательщиком для электронной дистанционной продажи товаров, оказания услуг в электронной форме.
Традиционно индексируются размеры годовых пределов освобождаемых от налогообложения доходов (ст. 208 НК, п. 94 ст. 1 Проекта).
Вид дохода |
Освобождаемый доход, белорусских рублей |
|
2023 |
2024 |
|
Доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно – в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 22 ст. 208 НК) |
9338 |
10431 |
Не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (п. 23 ст. 208 НК), получаемые от: |
||
организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП – от каждого источника в течение налогового периода |
2821 |
3151 |
иных организаций и ИП – от каждого источника в течение налогового периода |
186 |
208 |
Доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций РБ – от каждого источника в течение налогового периода (п. 24 ст. 208 НК) |
4830 |
5395 |
Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей – в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 29 ст. 208 НК) |
18 660 |
20843 |
не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые от профсоюзных организаций, объединений профсоюзов членами таких организаций, в том числе в виде матпомощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пунктах 14, 29 и 30 настоящей статьи), от каждой профсоюзной организации, объединения профсоюзов в течение налогового периода в денежной и натуральной формах (п. 38 ст. 208 НК) |
1200 |
1340 |
Вопрос 2. Я являюсь гражданином Беларуси и налоговым резидентом Грузии, но получаю доход в виде дивидендов от белорусской компании. Затрагивают ли меня рассматриваемые изменения?
Не затрагивают. Налоговые правоотношения с участием иностранных элементов зачастую регулируются нормами международных договоров (соглашениями об избежании двойного налогообложения). Если нормами международных договоров установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены Налоговым кодексом, то, как правило, применяются нормы международного договора.
Нормы соглашений об избежании двойного налогообложения, как правило, устанавливают верхний предел ставки налогов, который может быть удержан у источника выплаты дохода. По соглашению с Грузией предельная ставка подоходного налога в Беларуси для физических лиц — налоговых резидентов Грузии, которые при этом являются учредителями белорусского юрлица и подлинными владельцами доходов, установлена в 10% по дивидендам. Это значит, что дивиденды будут облагаться в Беларуси подоходным налогом в 10% вне зависимости от их величины.
Следует обратить внимание, что Совет Министров (его Президиум) вправе приостанавливать исполнение международных соглашений об избежании двойного налогообложения с государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц. Грузия, Казахстан, ОАЭ и многие другие страны в принципе не включены в указанный перечень, а в отношении включенных в перечень (например, страны ЕС) решения о приостановлении исполнения соглашений не принимались.
Ставка налога на прибыль повышается до 25%
Для белорусских организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений юридических лиц Республики Беларусь), у которых в текущем налоговом периоде налоговая база налога на прибыль превысила 25 000 000 рублей, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 25% в течение всего налогового периода.
Прибыль, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, облагалась ранее налогом на прибыль по ставке в размере 5%, сейчас ставка будет заменена на 10%.
Перечень внереализационных расходов дополнен расходами юридических лиц, понесенными ими в связи с оказанием финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Предоставлено право организациям не включать в состав внереализационных доходов стоимость оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации объектов интеллектуальной собственности и (или) имущественных прав на такие объекты, принятых к бухгалтерскому учету в составе нематериальных активов в 2024–2026 гг., в отношении которых проведена независимая оценка организациями, осуществляющими оценочную деятельность, которым предоставлено право проводить независимую оценку стоимости государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий.
Электронные счета-фактуры, налоговые вычеты и сроки возврата НДС
ЭСЧФ не создается при реализации услуг в электронной форме как иностранными организациями, так и иностранными индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц и состоящими на учете в налоговом органе Республики Беларусь (подп. 3.12 ст. 131 НК-2024).
Налоговые вычеты будут уменьшаться на суммы НДС, принятые ранее к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, в случаях безвозмездного получения средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов (п. 63 Проекта, подп. 24.4 ст. 133 НК-2024).
Право вычета сумм НДС в полном объеме будет предоставлено по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь (подп. 27.9 ст. 133 НК-2024).
При определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса, в сумму оборота не будут включаться операции по реализации плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства – члена ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, в случае когда перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве – члене ЕАЭС (п. 64 Проекта, ч. 2 п. 2 ст. 116, подп. 4.3.4 ст. 134 НК-2024).
Будут установлены сроки возврата суммы НДС, оставшейся после проведенных зачетов, в случае назначения проверки и (или) ее проведения, после вынесения решения о возврате (отказе (полностью или частично) в возврате) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации. Срок возврата – не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта (справки) проверки (п. 66 Проекта, п. 5-1 ст. 137 НК-2024).
Планируется введение обязанности для иностранных посредников в расчетах с белорусским поставщиком услуг в электронной форме представлять сведения о таких поставщиках услуг покупателям услуг Республики Беларусь, их оборотам по реализации. Аналогичная норма предусмотрена в отношении электронной дистанционной продажи товаров (п. 68 и 69 Проекта; п. 10 ст. 141, п. 10 ст. 141-1 НК-2024).
Ставка подоходного налога для ИП может составить 30%
Для индивидуальных предпринимателей, у которых в текущем налоговом периоде доходы от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом с начала календарного года превысили 500 000 рублей, ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 30% в течение всего налогового периода.
Пример. Доход у предпринимателя в сентябре 2024 г. составил 600 тыс. руб. с нарастающим итогом. Это значит, с января 2024 года будет перерасчет подоходного налога по ставке 30%, т.к. налоговый период – год.
Индивидуальный предприниматель, совокупный размер доходов и (или) валовой выручки которого от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом в течение календарного года превысил 500 000 белорусских рублей, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица начиная с 1 января календарного года, следующего за календарным годом, в котором образовалось такое превышение.
Превышение дохода по критерию 500 000 рублей грозит не только повышенной ставкой налога, но обязательством по регистрации юридического лица.
Электронные счета-фактуры, налоговые вычеты и сроки возврата НДС
ЭСЧФ не создается при реализации услуг в электронной форме как иностранными организациями, так и иностранными индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц и состоящими на учете в налоговом органе Республики Беларусь (подп. 3.12 ст. 131 НК-2024).
Налоговые вычеты будут уменьшаться на суммы НДС, принятые ранее к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, в случаях безвозмездного получения средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов (п. 63 Проекта, подп. 24.4 ст. 133 НК-2024).
Право вычета сумм НДС в полном объеме будет предоставлено по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь (подп. 27.9 ст. 133 НК-2024).
При определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса, в сумму оборота не будут включаться операции по реализации плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства – члена ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, в случае когда перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве – члене ЕАЭС (п. 64 Проекта, ч. 2 п. 2 ст. 116, подп. 4.3.4 ст. 134 НК-2024).
Будут установлены сроки возврата суммы НДС, оставшейся после проведенных зачетов, в случае назначения проверки и (или) ее проведения, после вынесения решения о возврате (отказе (полностью или частично) в возврате) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации. Срок возврата – не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта (справки) проверки (п. 66 Проекта, п. 5-1 ст. 137 НК-2024).
Планируется введение обязанности для иностранных посредников в расчетах с белорусским поставщиком услуг в электронной форме представлять сведения о таких поставщиках услуг покупателям услуг Республики Беларусь, их оборотам по реализации. Аналогичная норма предусмотрена в отношении электронной дистанционной продажи товаров (п. 68 и 69 Проекта; п. 10 ст. 141, п. 10 ст. 141-1 НК-2024).
Вычитания и льготы при начислении подоходного налога
При начислении подоходного налога с зарплаты в Беларуси в 2024 году сотрудники могут претендовать на различные вычитания и льготы, которые позволяют снизить сумму налога.
Одним из наиболее распространенных вычетов является стандартный вычет. Согласно действующему законодательству, каждый налогоплательщик имеет право на стандартный вычет в размере двух базовых величин. В 2024 году базовая величина составляет 27,5 рублей. Таким образом, стандартный вычет на 2024 год составит 55 рублей.
Кроме стандартного вычета, сотрудники могут претендовать на дополнительные вычеты в зависимости от своей жизненной ситуации. Например, имеются вычеты на детей, вычет на покупку жилого помещения, вычет на обучение и многие другие. Все эти вычеты регулируются законодательством и имеют определенные условия и ограничения.
Также для определенных категорий налогоплательщиков могут действовать специальные льготы. Например, ветеранам, инвалидам и участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставляются особые льготы при начислении подоходного налога.
Тип вычета/льготы | Размер вычета/льготы |
---|---|
Стандартный вычет | 55 рублей |
Вычет на детей | зависит от количества детей и возраста |
Вычет на обучение | размер вычета зависит от затрат на обучение |
Вычет на покупку жилого помещения | размер вычета зависит от стоимости жилого помещения |
Важно отметить, что не все вычеты и льготы могут быть применены одновременно. Они регулируются законодательством и могут иметь различные условия и ограничения.
При подсчете подоходного налога с зарплаты сотрудникам рекомендуется обратиться к налоговым консультантам или специалистам в области налогообложения для получения конкретной информации о вычетах и льготах, доступных в их конкретной ситуации.
Изменения в Трудовом кодексе
С января 2024 года заработает обновленный Трудовой кодекс. К примеру, население будет проходить по-новому диспансеризацию, для этого введут один оплачиваемый выходной. Работник будет получать за этот день средний заработок. Но воспользоваться такой возможностью работникам, которым меньше 40 лет, можно будет только раз в три года.
Сотрудники старше этого возраста смогут брать один оплачиваемый выходной день под диспансеризацию один раз в год, а те, кто трудится на пенсии, — два раза в год (это касается также тех, кому до выхода на заслуженный отдых остается меньше пяти лет).
Также введут изменения по отпускам, выплате зарплат, сокращенному рабочему дню для многодетных, удаленной работе, питанию работников.
С 2024 года повысят минимальный страховой стаж. Он необходим для получения трудовой пенсии. В этот стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. Сейчас минимальный страховой стаж составляет 19 лет. С 1 января 2024 года он вырастет на полгода — до 19 лет и шести месяцев.
Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет. По планам, это должно произойти в 2025 году.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 182,2 рубля.
Еще одно пенсионное изменение под вопросом. Так, чиновники хотят разрешить плательщикам налога на профдоход вносить больше средств в госбюджет, чтобы эти деньги шли в ФСЗН на будущую пенсию.
Для расчета подоходного налога в Белоруссии в 2024 году необходимо выполнить следующие шаги:
1. Определите свой доход за налоговый период.
Доходом считается сумма денежных средств или иного имущества, полученных налогоплательщиком в течение налогового года, подлежащая налогообложению.
2. Отнимите размеры налоговых вычетов.
В Белоруссии предусмотрены различные налоговые вычеты, которые уменьшают сумму дохода, подлежащую налогообложению. Такие вычеты могут включать расходы на лечение, образование, жилье и другие категории.
3. Проверьте существование льготной налоговой ставки.
Для некоторых категорий налогоплательщиков (например, инвалидов) предусмотрены особые льготные налоговые ставки, которые могут быть ниже общей ставки.
4. Умножьте полученную сумму налоговой базы на ставку подоходного налога.
Очередной рассчет подоходного налога производится путем умножения налоговой базы (полученной после применения налоговых вычетов) на соответствующую налоговую ставку.
5. Определите размер дополнительного налога.
В случаях, когда сумма подоходного налога по рассчетам белорусских налоговых органов оказывается ниже определенного налогоплательщиком порога, может быть начислен дополнительный налог.
Обратите внимание, что указанные шаги представляют общую информацию и могут быть изменены в соответствии с действующим законодательством Белоруссии.
Изменения в подоходном налоге на 2024 год
Подоходный налог в Белоруссии в 2024 году будет изменен в соответствии с новыми законодательными требованиями и экономической ситуацией в стране.
Одним из основных изменений будет увеличение ставки подоходного налога. Согласно новым правилам, ставка подоходного налога составит 13%. Это означает, что граждане Белоруссии будут обязаны платить 13% от своего дохода в качестве налога.
Кроме того, введены новые налоговые льготы и особые условия для некоторых категорий налогоплательщиков. Например, молодые специалисты, инвалиды и семьи с детьми смогут рассчитывать на сниженную ставку налога или освобождение от его уплаты в определенных случаях.
Также, важным изменением будет изменение порядка уплаты налога. С 2024 года, налог будет платиться не ежемесячно, а ежеквартально. Это снизит финансовую нагрузку на налогоплательщиков и упростит процедуру расчета и уплаты налога.
Однако, несмотря на эти изменения, подоходный налог в Белоруссии остается одним из низких в Европе. Это позволяет привлекать инвестиции и развивать экономику страны.
Какой подоходный налог в Белоруссии в 2024 году?
В 2024 году в Белоруссии действует система прогрессивного подоходного налога, которая была введена с 1 января 2019 года. Согласно текущим законодательным актам, налоговая ставка зависит от размера годового дохода граждан.
Для лиц, чей доход не превышает 24 000 белорусских рублей в год, применяется минимальная ставка налога в размере 9%. Для налоговой базы свыше данного порога и дохода до 36 000 белорусских рублей в год, ставка налога равна 13%. Для дохода выше 36 000 белорусских рублей и дохода до 72 000 белорусских рублей в год, ставка налога составляет 15%. И наконец, для граждан с доходом выше 72 000 белорусских рублей в год применяется максимальная ставка налога в размере 20%.
Важно отметить, что данная система налогообложения не учитывает возможные льготы и вычеты, которые могут быть доступны для определенных категорий налогоплательщиков. Кроме того, ставки налога и система налогообложения могут быть изменены правительством Белоруссии в соответствии с текущей экономической и финансовой ситуацией в стране.
Ознакомиться с налоговым кодексом Белоруссии и получить подробную информацию о налоговой системе можно на официальном сайте налоговой службы.
Преимущества и недостатки нового подоходного налога
С 2024 года в Белоруссии вступает в силу новая система подоходного налогообложения, которая имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим основные из них:
Преимущества | Недостатки |
---|---|
|
|
Несмотря на недостатки, новая система подоходного налогообложения направлена на упрощение процесса взимания налогов и может способствовать развитию предпринимательства в стране.