- Права потребителей

В каких случаях не требуется получение лицензии на образовательную деятельность?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких случаях не требуется получение лицензии на образовательную деятельность?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо закона «Об образовании», существует еще один важный нормативный акт — Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (последняя редакция от 12 ноября 2016) «О лицензировании образовательной деятельности», где содержится исчерпывающий перечень тех видов деятельности, для осуществления которых строго необходима образовательная лицензия.

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

  1. Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
  2. Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
  3. После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
  4. В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
    • Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
    • Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).

    СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ

    1. Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
    2. Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
      1. до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
      2. до момента расторжения Договора.
    3. Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.

    Получение лицензии на онлайн-обучение

    Онлайн-образование в России с каждым днем становится все более популярным. По данным агентства Smart Ranking, в 2022 году общий рост рынка онлайн образования составил почти 18%. Конечно, этот показатель уступает значениям 2020-2021 годов, когда после введения ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, число пользователей образовательных онлайн-сервисов росло в 6-10 раз.
    Как и другие виды образовательной деятельности, оналайн-образование подлежит лицензированию. Для того, чтобы облегчить и упростить этот процесс, государством были пересмотрены требования к организациям и предпринимателям, оказывающим образовательные услуги в исключительно электронном и дистанционном формате. С 2021 года внесены изменения в законодательство, согласно которым для получения лицензии на онлайн образование не нужно предоставлять в лицензирующий орган заключение о соответствии оборудования и помещений санитарным нормам.

    Какие виды деятельности подлежат лицензированию?

    С 2013 года коммерческие организации и индивидуальные предприниматели получили право оказывать образовательные услуги. Ранее такую возможность, помимо государственных учреждений, имели только некоммерческие организации.
    Лицензия на образовательную деятельность необходима:

    • некоммерческим организациям, предоставляющим услуги образования;
    • коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, которые привлекают для предоставления образовательных услуг наемных работников;
    • филиалам образовательных учреждений;
    • научно-исследовательские организации.

    Которые предоставляют услуги по одному или нескольким из следующих направлений:

    • профессиональное среднее и высшее образование;
    • среднее образование: начальное, основное, полное среднее;
    • дошкольное образование;
    • профессиональная переподготовка;
    • дополнительное образование и повышение квалификации.

    Как происходит процедура наказания?

    Наказание за работу без лицензии выявляется при проведении плановой и неплановой проверки образовательного учреждения Комитетом по образованию либо Департаментом образования и науки.

    Сначала составляется протокол об административном нарушении, в котором указывается время его совершения и состав правонарушения (ст.28.2 КоАП РФ).

    Представитель образовательной организации ознакомляется с протоколом и вправе представить свои возражения и замечания к нему.

    Если представитель образовательной организации или ИП проигнорируют и не представят возражения на протокол об административном правонарушении, то протокол будет составлен в их отсутствии. Далее копия протокола будет направлена образовательной организации или ИП в течение 3-х дней с момента его составления.

    Документы, необходимые для получения лицензии

    Общие требования к оформлению и подаче документов на выдачу разрешения регулируются с. 91 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    1. Заявление.
    2. Документы, повреждающие право использования здания или помещения, в котором будут проводиться занятия.
    3. Копии уставной документации, записей из ЕГРЮЛ, свидетельств о постановке на учет из налоговой службы, заключений санитарно-эпидемиологической службы и Госпожнадзора.
    4. Справки о состоянии электронной образовательной среды, наличии учебных материалов в электронном или печатном виде.
    5. Сведения о принятых в штат педагогах, их образовании и стаже работы.
    6. Документ, подтверждающий утверждение образовательной программы.
    7. Справка об оплате госпошлины.

    Формы заявлений и иных необходимых документов можно найти на сайте Министерства образования.

    Предоставить сведения необходимо в Рособрнадзор, если планируете открывать высшие учебные заведения, учреждения федерального значения или филиал иностранного предприятия. В остальных случаях выдачей лицензий занимаются местные исполнительные органы.

    Сколько стоит получение лицензии

    С отменой госпошлины самостоятельно оформить лицензию можно бесплатно, в том случае, если у компании или ИП уже есть электронная подпись для удаленной подачи документов.

    Если подписи нет, то ее можно заказать в удостоверяющем центре в среднем за 1500–2000 рублей на 12 месяцев.

    Услуги юриста по подготовке документов и сопровождению при оформлении лицензий на образовательную деятельность обойдутся от 40 до 200 тысяч рублей. Как правило, цена рассчитывается индивидуально для каждого онлайн-проекта после бесплатной консультации.

    Что нужно, чтобы получить лицензию

    Требования к соискателям перечислены в положении о лицензировании:

    1. Самостоятельно разработанные обучающие программы, пособия, электронные ресурсы. Можно использовать готовые программы, разработанные другими специалистами.

    2. Собственное либо взятое в аренду здание (помещение), пригодное для работы с учащимися. Подтверждение СЭС о соответствии учебных классов санитарным нормам.

    3. Соблюдение условий безопасности, охраны жизни и здоровья учеников и персонала.

    4. Соответствие материально-технической базы требованиям стандартов. Предоставление учащимся учебников, оборудования, материалов для полноценного обучения.

    5. Штатные и привлеченные самозанятые педагогические работники с опытом образовательной деятельности.

    Кому необходимо получение лицензии на образовательную деятельность?

    За получением лицензии на образовательную деятельность может обратиться:

    • образовательная организация. Это некоммерческая организация, основным видом деятельности которой является образовательная деятельность;
    • организация, осуществляющая обучение. Это любая организация, в том числе коммерческая, образовательная деятельность для которой является дополнительным видом деятельности;
    • индивидуальный предприниматель.

    Часто задаваемый вопрос, в каком случае ИП нужна лицензия на право ведения образовательной деятельности. Разберемся поподробнее:

    Если индивидуальные предприниматели, осуществляют образовательную деятельность непосредственно (то есть сами) – образовательная лицензия не требуется!

    Но если ИП нанимает других педагогических работников, то такому ИП необходима лицензия на образовательную деятельность.

    Давайте также разберемся на примерах:

    Нужна образовательная лицензия (ведется образовательная деятельность) Образовательная лицензия НЕ требуется
    (образовательная деятельность не ведется)
    Психолог проводит курсы, на которых учит работать с клиентами, выявлять их проблемы и работать в различных техниках. Он проводит занятия самостоятельно, а также привлекает иных специалистов.

    По результатам обучения слушателям выдаются документы о повышении квалификации в определенной области

    Предприниматель делает рассылку среди своих клиентов, как максимально эффективно настроить процесс продаж и логистику.
    Онлайн школа английского языка запускает курс бизнес-английского, для слушателей, которым нужен иностранный язык для работы Дизайнер проводит вебинары в Zoom , тема которых выбирается его подписчиками 1 раз в неделю. Вебинары проводятся им лично, без привлечения сторонних специалистов.
    ИП открывает частный детский сад, для детей в возрасте от 4-до 6 лет. Репетитор оказывает консультации молодым родителям и проводит разовые занятия с детьми, для подготовки к школе.

    Ответственность за работу без лицензии

    Ведение нелицензированной деятельности наказывается денежными штрафами или уголовно. Статья 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение штрафов на компанию или должностных лиц. В первом случае виновная сторона обязана выплатить 50 000 рублей, либо 500 зарплат, во втором случае – до 5000 рублей. Последствия вышеуказанного правонарушения могут причинить вред государству и его гражданам, другим компаниям. Помимо этого, они могут быть связаны с получением прибыли, являющейся незаконной. В данном случае существуют три вида наказания виновного лица:

    • штраф 3000 рублей;
    • принудительные работы;
    • изъятие двухгодовой зарплаты.

    В предпринимательстве за невыполнение обязательных условий выдачи лицензии, либо ее отсутствие, а также причинение убытков государству физическим, юридическим лицам грозит, в отличие от всех остальных нарушений, уголовная ответственность. За групповое преступление даются более жёсткие наказания: штраф размером от 100 000 до 500 000 рублей, до пяти лет принудительных работ, арест на срок до 5 лет.

    Можно заметить, что сумма штрафов за отсутствие лицензии намного выше той суммы, которая уходит на её оформление и уплату государственной пошлины, поэтому получением разрешения на образовательную деятельность пренебрегать не стоит.

    Изменения в создании учебных материалов

    Лицензия на дистанционное обучение в 2024 году принесла ряд нововведений и требований для создания учебных материалов. Одно из главных изменений касается формата и структуры учебных пособий.

    Теперь создание учебных материалов осуществляется с использованием специального программного обеспечения, которое обеспечивает более интерактивный и гибкий подход к обучению. Вместо традиционных учебников, студентам предоставляются цифровые учебные материалы, которые содержат видеоуроки, интерактивные задания, тесты и другие обучающие элементы.

    Одним из важных требований для создания учебных материалов является их доступность. Все материалы должны быть адаптированы для использования людьми с ограниченными возможностями. Это означает, что учебные пособия должны быть предоставлены в доступных форматах, с возможностью увеличения шрифта, использования субтитров, а также аудио-версий для людей с нарушениями зрения или слуха.

    Кроме того, создание учебных материалов должно учитывать различные образовательные потребности студентов. Это значит, что материалы должны быть структурированы и организованы таким образом, чтобы удовлетворять потребности студентов разных уровней знаний и способностей.

    В связи с этим, педагогические специалисты и разработчики учебных материалов должны сотрудничать и тесно взаимодействовать для создания материалов, которые будут максимально эффективными и доступными для всех студентов.

    Изменения в создании учебных материалов, внесенные лицензией на дистанционное обучение в 2024 году, направлены на улучшение качества образования и создание комфортных условий для студентов в процессе обучения. Более интерактивные и адаптированные материалы позволяют студентам эффективнее усваивать знания и успешно проходить дистанционное обучение.

    Новые стандарты оценки знаний

    В связи с изменениями в лицензии на дистанционное обучение, введены новые стандарты оценки знаний. Они призваны обеспечить более объективную и надежную оценку успеваемости студентов в онлайн-курсах.

    Один из главных нововведений заключается в использовании автоматизированных систем проверки заданий. Теперь преподаватель может загрузить задания студентов в специальную систему, которая проведет их проверку с учетом заранее установленных критериев. Это позволяет исключить субъективность и ошибки, которые могли возникать при ручной проверке.

    Кроме того, новые стандарты предусматривают применение различных типов заданий для проверки знаний студентов. Вместо традиционных тестовых заданий, теперь преподаватели могут использовать интерактивные задачи, аудио- и видеоматериалы, виртуальные лаборатории и другие формы контроля.

    В целях обеспечения достоверности результатов оценки знаний, новые стандарты также предполагают использование системы антиплагиата. Это позволит выявить случаи списывания или использования недостоверных источников информации студентами.

    Новые стандарты оценки знаний ставят перед преподавателями новые требования в отношении подготовки и проведения онлайн-занятий. Они должны быть внимательны к аспектам системы оценки, регулярно обновлять учебные материалы и методики проверки заданий, а также оказывать поддержку студентам в процессе их обучения.

    Правила переоформления лицензии стали поводом для переквалификации нарушения

    Порядок изменения данных в лицензии указан в ст. 18 Закона № 99-ФЗ. Если у организации вдруг изменился адрес места обучения, то в лицензию в обязательном порядке вносятся новые данные.

    При этом указано, что до внесения новых сведений в лицензию организация вправе продолжать обучение по адресам, уже имеющимся в приложении к ней.

    Таким образом, если лицензиат планирует вести образовательную деятельность в другом месте, он не имеет права заниматься этим, пока в лицензию не будут внесены сведения о новом адресе.

    Если лицензия не переоформлена, а юрлицо приступило к обучению по новому месту работы, то такие действия будут расцениваться как нарушение законодательства о лицензировании.

    Из смысла статьи 91 Закона № 273-ФЗ также следует, что осуществлять лицензируемую деятельность можно только по адресам, указанным в приложении к лицензии.

    Так как Учреждение обучало детей не по указанному в приложении к лицензии адресу, тем самым им допущено нарушение условий, содержащихся в разрешительном документе.

    Указанное подпадает под состав правонарушения, предусмотренного второй частью статьи 19.20 КоАП РФ. Поэтому судья переквалифицировал действия Учреждения на другую часть этой же статьи. Такая возможность у него имелась в силу позиции, закрепленной в п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5, так как в результате новой квалификации положение Учреждения не ухудшилось.

    Также в протоколе было указано на отсутствие у Учреждения документов, на основании которых оно могло вести обучение в школе-интернате. Отсутствовали и документы, свидетельствующие об соответствии кабинетов, в которых проходили занятия, требованиям пожарной безопасности.

    Необходимость в получении этих документов обусловлена действующими нормативными правовыми актами в области лицензирования. А отсутствие требуемой документации указывает на грубое нарушение лицензионных условий.

    Так, в постановлении Правительства РФ № 966, которым устанавливаются правила выдачи разрешений на ведение деятельности в сфере образования, указано, что у лицензиата в обязательном порядке должны быть документы, указывающие на принадлежность используемых им для обучения объектов. Кроме того, данные объекты должны отвечать требованиям безопасности.

    Учитывая изложенное, допущенное Учреждением нарушение подпадает под действие третьего пункта ст. 19.20 КоАП РФ, а именно оказание услуг с грубейшим нарушением условий разрешительной документации. Штраф за данный проступок для организаций составляет от 150 тыс. до 250 тыс. рублей, либо приостановление работы до 90 суток.

    Но переквалификация правонарушения на третью часть указанной статьи повлекла бы для Учреждения ухудшение его положения, что не допускается Верховным судом РФ согласно его позиции, выраженной в постановлении Пленума № 5.

    Поэтому судья не принял во внимание нарушения, касающиеся отсутствия документов в отношении объектов, где велось обучение, а также документов о безопасности данных помещений.

    Как следует из ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, организация считается виновной в совершенном проступке, когда у нее были все возможности для исполнения норм закона, но, несмотря на это, они были нарушены.

    Вменяемое Учреждению нарушение после переквалификации влекло ответственность в виде предупреждения или штрафа от 100 тыс. до 150 тыс. рублей. Учреждение признало свою вину, что служило смягчающим обстоятельством.

    Судья учел опасность проступка Учреждения, а также то, что оно было совершено впервые, принял во внимание признание им своей вины и посчитал возможным применить наказание в виде предупреждения.

    Таким образом, чтобы образовательный процесс не прервался неожиданно для обучающих и обучаемых, необходимо:

    • заранее позаботиться о правильном оформлении всех разрешительных документов;
    • приступать к занятиям по новому адресу только после переоформления приложений к лицензии;
    • заблаговременно оформить документацию в области пожарной безопасности и на право пользования помещениями.

    «Раз они не получают лицензию, то мы отследить их не можем»

    — Частным детским садам нужна лицензия?

    — Если это частные детсады, например, неполного дня, то это категория «присмотр и уход», которая не подлежит лицензированию. Но у нас есть большие детсады, которые сразу получили лицензию — это «Бала сити», «Созвездие», «Сказочный», которые располагаются на первых этажах жилых домов, мы их практически сразу же пролицензировали. Мы стараемся пойти им навстречу, потому что они в основном выполняют все требования, и когда дело остается за мелочами, мы идем им навстречу.

    — А сколько у нас учреждений, которые под видом культурно-досуговых работают, чтобы не получать лицензию?

    — К сожалению, мы таких данных не имеем, и на сегодняшний день ни у кого нет базы учреждений клубно-досуговой деятельности по Татарстану, потому что, раз они не получают лицензию, отследить мы их не можем. Если к нам поступят обращения от граждан, то мы выедем и внесем такое учреждение в свой реестр как культурно-досуговый центр, либо составим протокол за то, что они ведут образовательную деятельность без лицензии. Весной мы сами выезжали по городам Татарстан вместе с прокуратурой и узнавали, где такие учреждения есть. Некоторые остались и работают как культурно-досуговые центры, а некоторых мы заставляли лицензироваться, и они лицензировались.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *