Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отнесение к особо ценному имуществу в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.
Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу.
Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.
Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:
-
Вычислительная техника.
-
Информационное оборудование.
-
Машины и иное оборудование.
-
Оборудование систем связи.
-
Оргтехника.
-
Производственный и хозяйственный инвентарь.
-
Средства измерения и управления.
-
Транспортные средства.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?
В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.
Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.
Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.
Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?
Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.
Бухучет и амортизация имущества
Учреждения принимают на учет имущество, переданное для ответственного управления. Обособленный учет ведется с использованием отдельных счетов. В учете ОЦДИ используется цифра «2» в 22 разряде номера счета. Аналитический учет ведется в разрезе объектов. Регистры плана счетов указаны в таблице:
Номер счета | Наименование |
0 101 20 000 | ОС- ОЦДИ |
0 102 20 000 | НМА– ОЦДИ |
0 105 20 000 | МЗ — ОЦДИ |
Списание амортизации осуществляется в себестоимости продукции при участии имущества в деятельности по созданию объекта или в составе текущих затрат. При определении ежемесячной суммы величина рассчитывается с учетом стоимости и нормы амортизации. Полная амортизация имущества не является основанием для списания объекта.
Перечень особо ценного имущества
174-й ФЗ регламентирует, каким образом могут составляться перечни имущества, операции с которым требуют согласования с учредителями. К примеру, госорганы, являющиеся учредителями автономных предприятий, имеют все права по формированию таких перечней и включают в них позиции, числящиеся в федеральном бюджете.
Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
В соответствии с последними нововведениями в законодательство на правилах договора аренды недвижимость может передаваться лишь в случае одобрения сделки Росимуществом, в чей адрес направляют проект документации. В ряде случаев это не требуется: когда решение принимают предприятия, подчиненные Росморречфлоту, Минобороны. На особом положении находятся юрлица Управления делами Президента.
Для федеральных автономных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;
- насколько четко и достоверно была сформулирована информация в заявлении и прилагаемых бумагах;
- насколько была обоснована целесообразность распоряжения конкретным имуществом и насколько это может положительно сказаться на деятельности учреждения;
- соответствие соглашения на распоряжение действующему законодательству;
- в результате распоряжения не должно наблюдаться отрицательных последствий.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Что отнести к особо ценному движимому имуществу?
В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.
Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.
Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.
Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.
Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.
В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.
В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.
С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.
У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.
Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.
Что Относится К Особо Ценному Имуществу В Казенном Учреждении 2021 Году
В следующем номере журнала будет опубликовано продолжение данной статьи.
[1]Часть 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО).
[2] Часть 9 ст. 9.2 Закона об НКО.
[3]Абзац 2 ч. 3 ст. 298 ГК РФ.
[4] Часть 10 ст. 9.2 Закона об НКО, абз. 1 ч. 3 ст. 298 ГК РФ.
[5] Часть 11 ст. 9.2 Закона об НКО.
[6] Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».
[7] Приказ Минздрава РФ от 02.06.2015 № 296н «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации».
[8] Приказ минздрава Пензенской области от 26.11.2013 № 503 «Об утверждении Перечня видов особо ценного движимого имущества государственных бюджетных учреждений Пензенской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство здравоохранения Пензенской области».
[9] Подпункт «б» п. 4 Постановления Правительства РФ № 538.
[10] Постановление администрации города Астрахани от 11.05.2012 № 3956 «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 20 города Астрахани».
[11] Постановление администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 24.10.2013 № 10/2142 «Об утверждении перечня особо ценного движимого имущества муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Усть-Цилемская детская музыкальная школа».
[12] Постановление администрации г. Шахты от 21.07.2016 № 3633 «О внесении изменений в постановление администрации города Шахты от 26.07.2011 № 3333 «Об утверждении перечней особо ценного движимого имущества муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования г. Шахты».
[13] Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» (утратило силу с 01.01.2011).
[14] Письмо Минфина РФ от 26.09.2012 № 02-06-10/3912.
[15] Постановление администрации Ангарского городского округа от 20.11.2015 № 1667-па «Об утверждении Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципального автономного, бюджетного учреждения Ангарского городского округа и отмене некоторых муниципальных правовых актов».
[16] Постановление мэрии городского округа Тольятти от 07.02.2011 № 343-п/1 «Об утверждении Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных бюджетных или автономных учреждений городского округа Тольятти».
[17] Постановление мэрии г. Ярославля от 02.03.2011 № 525 «О порядке определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения».
[18] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1125н «Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, либо приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества».
[19] Закон Республики Крым от 25.12.2014 № 51-ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым».
[20] Постановление правительства Хабаровского края от 02.03.2009 № 64-пр «Об утверждении Порядка списания государственного имущества, находящегося в собственности Хабаровского края».
- Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
- Изменения с 1 января 2021 года
17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.
Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.
Какие основные средства с 2021 года считаютмя особоценными
1.1. Настоящий Порядок устанавливает порядок согласования Федеральным агентством лесного хозяйства (далее — Рослесхоз) распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее — Учреждение) либо приобретенным Учреждениями за счет средств, выделенных Рослесхозом на приобретение такого имущества (далее — Порядок) в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г.
приводит к уплате налога на имущество, по которому ставки и льготы уточнены в 2021 году. Некоторые ОС после принятия к учету не подпадают под налог.
Есть ли такие у вас – читайте в статье. Воспользуйтесь этими документами по учету основных средств. Наши справочники спасут от обидных штрафов и защитят от ошибок.
Актуальность подтверждена экспертами программы БухСофт.
Также ознакомьтесь с основными правилами расчета и уплаты ежемесячных и ежеквартальных авансов по налогу на прибыль от ведущих специалистов ФНС. Скачайте бесплатно: Методические указания ФНС.
Скачать бесплатно Методические указания ФНС. Скачать бесплатно Методические указания ФНС. Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно Под налог на имущество подпадает среднегодовая или кадастровая стоимость г., отраженных с помощью счетов 01 или 03.
Это имущественные активы с длительным сроком использования (более 12 месяцев или более операционного цикла) и со стоимостью более 40 000 рублей, которые:
- Предназначены для производственных, торговых, управленческих или арендных целей.
- Не планируются к продаже.
- Могут принести прибыль.
Программа БухСофт учитывает все эти особенности. Она автоматически подготовит все необходимые учетные документы по учету основных средств. Скачайте образец формы ОС-1, который подготовили эксперты программы: К ОС относятся, например, земля, недвижимость, оборудование, компьютеры, автотранспорт, капвложения в арендованные ОС и т.д.
Часть этих активов не подпадает под налог на имущество или льготируется. По льготирование изменено. Во-первых, применение льгот теперь устанавливают регионы.
Во-вторых, ставка по налогу может снижаться до нуля. Читайте об этом в таблице 1. Таблица 1. г. ОС Общая налоговая ставка Льготная налоговая ставка Движимые объекты, полученные с 2013 года 1,1 Региональная Высокоэффективное инновационное оборудование 2,2 Региональная, вплоть до 0% Движимые объекты, полученные не более трех лет назад 1,1 Региональная, вплоть до 0% Лимит стоимости для ОС различный в бухучете и в налоговом учете.
Кабмин РФ одобрил проект бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годы
Правительство РФ на заседании в пятницу одобрило законопроект «О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов», сообщила пресс-служба кабмина.
Доходы в следующем году прогнозируются на уровне 35 трлн рублей (19,4% ВВП), расходы составят 36,6 трлн рублей (20,4% ВВП). Исходя из этих цифр дефицит может быть на уровне 1,6 трлн рублей.
В 2025 году доходы, как следует из материалов, составят 33,5 трлн рублей (17,6% ВВП), в 2026 году — 34,1 трлн рублей (16,8% ВВП). Расходы на эти годы планируются в размере 34,4 трлн рублей (18,0% ВВП) и 35,6 трлн рублей (17,6% ВВП) соответственно.
Таким образом, дефицит бюджета в 2025 году снизится до 900 млрд рублей, а в 2026 году повысится до 1,5 трлн рублей.
Исходя из прогнозных показателей Минэкономразвития по объему ВВП, в 2024 году дефицит может составить порядка 0,9% ВВП, в 2025 году — 0,47% ВВП и 0,7% ВВП в 2026 году.
Министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на заседании правительства, предложил со следующего года вернуться к расчету параметров бюджетного правила исходя из базовой цены на нефть ($60/барр.), а не базовой суммы доходов.
«Бюджетное правило претерпело некоторые изменения.
Если в этом году мы базовые нефтегазовые доходы рассчитывали исходя из номинальной цифры в 8 трлн рублей, то в следующем году предлагаем вернуться к обычным параметрам расчета базовых нефтегазовых доходов, исходя из базовой цены на нефть. Это $60 за баррель», — сказал он.
«Предлагаем принять на следующий и последующие годы. Та же самая цена ($60/барр.), которая, по сути, была положена в расчеты базовой суммы 8 трлн рублей», — отметил министр.
Силуанов также сообщил, что для финансового обеспечения расходов будут привлечены и источники финансирования дефицита бюджета с внутреннего рынка. «Общий объем привлечения таких источников для финансирования расходов в виде заимствований составит более 4 трлн рублей ежегодно», — сказал он. Ранее в пятницу премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что дефицит бюджета в ближайшие три года будет покрываться в «основном за счет заимствований».
Почему МРОТ не подняли с 1 июля
Многие ждали, что уже с 1 июля этого года зарплаты бюджетников (и не только) поднимутся во всех регионах. Дело в дополнительном поручении президента обеспечить индексацию МРОТ до 1 июля этого года, чтобы она была выше инфляции.
Но, видимо, власти решили ограничиться только индексацией МРОТ с 1 января на 6,3% — до 16 242 руб. Как объяснил в рамках Петербургского международного экономического форума министр труда и социальной политики Антон Котяков, в ведомстве не видят сильной инфляции, поэтому необходимости сейчас поднимать размер МРОТ и каких-либо выплат не было.
Котяков также отметил, что с 2025 года министерство вернется к установлению минимального размера оплаты труда на основе информации о медианной зарплате в России — суммы, больше и меньше которой получают по 50% населения. До конца прошлого года такой механизм уже действовал, МРОТ должен был составлять 42% от нее.
Но на 2023–2024 годы президент страны Владимир Путин такой порядок приостановил.
В Совете Федерации тогда утверждали, что это необходимая мера и новый МРОТ составляет уже не 42%, а почти 46% от медианной зарплаты за 2021 год. Правда, за 2022 год медианная зарплата составила всего 40 368 рублей, и сегодняшний МРОТ — это лишь 40,2% от нее.
Ожидаемые изменения в 2024 году
В 2024 году ожидаются существенные изменения в начислении Оцди (особого режима начисления и выплаты заработной платы) в бюджетных учреждениях. Эти изменения будут касаться как размеров Оцди, так и самого процесса начисления.
Одним из ключевых изменений будет увеличение минимального размера Оцди. Согласно планам, он будет увеличен как раз в 2024 году, что позволит улучшить условия оплаты труда для работников бюджетных учреждений. Это изменение направлено на повышение мотивации и привлечение квалифицированных специалистов в сферу государственных услуг.
Также ожидается сокращение периода времени между начислением и выплатой Оцди. Сейчас этот период составляет несколько недель, что может вызывать неудобства и финансовые трудности у работников. В 2024 году планируется внедрение автоматизированных систем, которые позволят ускорить процесс начисления и выплаты. Это поможет снизить время ожидания работникам и сделает процесс более прозрачным и эффективным.
Также стоит отметить, что в 2024 году ожидаются изменения в обязательном составе Оцди. Планируется введение новых компонентов, которые учтут уровень квалификации и опыт работы работников, а также особенности их профессиональной деятельности. Это позволит более точно определить начисление Оцди и учитывать индивидуальные достижения каждого работника.
Ожидаемые изменения | Влияние |
---|---|
Увеличение минимального размера Оцди | Повышение оплаты труда и привлечение квалифицированных специалистов |
Сокращение периода между начислением и выплатой Оцди | Улучшение условий для работников и повышение их финансовой стабильности |
Введение новых компонентов в состав Оцди | Учет индивидуальных достижений работников |
Что относится к особо ценному движимому имуществу бюджетного учреждения
Каждое предприятие, коммерческое или бюджетное, пользуется тем или иным имуществом в процессе выполнения своей профессиональной деятельности. Если говорить об особо ценном движимом имуществе бюджетного учреждения и что относится к нему, то следует понимать, что это прежде всего та собственность, без которой организации было бы затруднительно осуществлять свою деятельность.
- Когда ценность имущества, которое числится на балансе, составляет от 50 до 500 тыс. руб. — для автономных предприятий.
- Для федеральных компаний — от 200 до 500 тыс. руб.
- Для муниципальных автономных учреждений — от 50 до 200 тыс. руб.
- Прочие объекты, без которых предприятию будет весьма затруднительно осуществлять свою деятельность.
- Те ценности, которые могут быть отчуждены лишь в специальном порядке, который устанавливается нормативными документами. Это могут быть ценные коллекции или предметы, которые находятся в государственной собственности.
Что относится к особо ценному движимому имуществу бюджетного учреждения
- насколько четко и достоверно была сформулирована информация в заявлении и прилагаемых бумагах;
- насколько была обоснована целесообразность распоряжения конкретным имуществом и насколько это может положительно сказаться на деятельности учреждения;
- соответствие соглашения на распоряжение действующему законодательству;
- в результате распоряжения не должно наблюдаться отрицательных последствий.
- ОЦДИ в бюджетном учреждении будет закреплено за предприятием на условиях оперативного управления;
- в роли собственника такого имущества будет выступать непосредственно государство, отдельный субъект страны либо же муниципалитет;
- самостоятельно бюджетная организация не имеет права распоряжаться особо ценным имуществом, для этого потребуется разрешение собственника, который определил право пользования имуществом конкретной организации;
- бюджетные организации должны отвечать по всем обязательствам относительно управления имуществом, относиться сюда не будет то, которое закреплено собственником.
Учет особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения
Бухгалтерский учет особо ценного имущества осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н . Следует отметить, что общие положения по учету нефинансовых активов согласно Инструкции N 157н (объект, единица учета, формирование первоначальной стоимости и т.д.) были рассмотрены в статье «Учет недвижимого имущества» (N 3, 2011) и в статье «Учет иного движимого имущества» (N 4, 2011). В данной статье приведем бухгалтерские записи по отражению хозяйственных операций с особо ценным движимым имуществом учреждения в соответствии с Инструкцией N 174н и Указаниями N 190н .
Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).