Как отрегулировать тормоза на велосипеде
Велосипед стелс регулировка передних тормозов
Типы тормозов и необходимость их регулировки
Тормоза – основные аксессуары к велосипеду и делятся они на два вида в зависимости от их воздействия. Первый и самый распространенный тип – ободные, принцип их действия – механическое воздействие на обод колеса для снижения скорости и вращения и остановки. Второй, не самый распространенный тип, – дисковые. В зависимости от типа передачи усилия от тормозной ручки к тормозному механизму тормоза делятся на механические и гидравлические. Ниже приводятся рекомендации по регулировке механических тормозов.
Необходимость регулировки и настройки
Тормоз – основное средство предотвращения аварийных ситуаций во время движения, их надежность и правильная регулировка обеспечивают безопасность транспортного средства и пассажира.
Симптоматика проблем с тормозами и периодичность регулировки
Прежде всего, необходимо проверить работоспособность тормозной системы.
- Приподнимите переднее колесо, так, чтобы оно не касалось поверхности. Придайте ему вращение и проверьте, не касаются ли кратковременно, тормозные колодки обода и нет ли посторонних звуков при этом. Если это происходит, то нарушена центровка колеса – оно имеет “восьмерку”. Прежде чем приступить к дальнейшей проверке, необходимо устранить эту неисправность.
- Во время вращения нажмите на ручку тормоза – тормозные колодки должны сработать мгновенно и колесо остановиться. Если наблюдается задержка торможения или проскальзывание колеса, то требуется настройка тормозной системы.
- Приподнимите над поверхностью заднее колесо и повторите вышеописанную процедуру.
Так как элементы тормозной системы плотно контактируют с окружающей средой, проверьте внешний вид и состояние тормозных колодок и тросиков управления. Необходимо очистить их от загрязнений и обратить особое внимание на состояние тросиков – повреждение и разрыв даже одной пряди могут доставить неприятности, поэтому их необходимо заменить.
Итак, работоспособность тормозной системы проверена.
Когда же требуется настройка и регулировка тормозов?
В следующих случаях:
- После покупки и небольшой обкатки под нагрузкой требуется осмотр и регулировка всех систем – в том числе и тормозной.
- После механического воздействия на велосипед – ударов и падений.
- После длительного хранения. Особенно в неотапливаемых помещениях.
- Во время движения появились посторонние звуки – стуки и скрип, либо периодический свист.
- Реакция тормозной системы на управление изменилась – задержка срабатывания или, наоборот, отпускания.
Особенно важна работоспособность тормозной системы, если у Вас в наличии горный велосипед.
Рассмотрим процедуру регулировки самых распространенных тормозов велосипеда – механических ободных.
Процедура регулировки
Прежде всего, необходимо подготовить инструменты, разместить велосипед вертикально и закрепить в специальных опорах-стойках.
Необходимые инструменты и принадлежности
Подготовьте рекомендуемые инструменты и разложите их так, чтобы они были под рукой. Что же потребуется?
- Самый оптимальный вариант – набор инструментов для велосипеда, в нем есть все необходимое.
- Отвертки – с плоским шлицем и крестовая.
- Набор гаечных ключей, либо специальный велосипедный ключ.
- Ключ-шестигранник.
- Прокладка-клин для настройки зазора (потребуется, если у Вас тормозные колодки мягкого типа без металлического основания).
- Ветошь для протирки, ткань для защиты от грязи окружающей среды.
Все готово? Инструменты выложены в удобном порядке? Ткань под велосипедом постелена? Велосипед установлен в удобном положении? Тогда начинаем!
Первый этап. Регулировка положения тормозных ручек на руле
Как ни странно, но первое, что необходимо отрегулировать – это положение ручки тормоза на руле. От ее положения будет зависеть дальнейшая регулировка всей тормозной системы. Для этого на несколько оборотов отпустите винт крепления ручки и установите ее в удобное положение – тормозной рычаг должен нажиматься вторыми фалангами пальцев. Отрегулируйте основное положение (расстояние до ручки) тормозного рычага в положение удобное для Вас, с помощью винта регулировки.
Второй этап. Регулировка тормозных колодок
Что необходимо обеспечить в процессе регулировки тормозных колодок? Качественное их прилегание к ободу. Для этого требуется правильная установка их положения относительно обода и установка зазора в нерабочем положении. Расстояние между колодкой и ободом должно составлять 1 мм. Но! Если у Вас установлены колодки мягкого типа, то расстояние передней и задней части колодки относительно обода должно отличаться на 1-1.5 мм. Для установки правильного зазора в таком случае необходимо использовать клин-прокладку.
Итак приступаем к процессу,
- Во-первых отпускаем гайку крепления колодки, таким образом, чтобы она стала подвижной.
- Устанавливаем клин-прокладку между колодкой и ободом если у Вас колодки мягкого типа, если колодки с металлической основой, то располагаем их параллельно ободу.
- Вращаем колодки так, чтобы они расположились параллельно верхней части покрышки. Они не должны выходить за обод и не касаться покрышки.
- С помощью шайб фиксируем положение и зажимаем гайку крепления.
Этот этап завершен – переходим к следующему.
Третий этап. Установка рычагов тормоза
Колодки установлены с обеих сторон обода, и их правильное срабатывание требует центровки рычагов расположенных с двух сторон колеса.
- Нажмите рычаг тормоза на руле и проконтролируете одновременное касание колодками обода.
- Нажмите рычаг тормоза на руле и проконтролируете одновременное касание колодками обода.
- Если наблюдается опережение прижатия одной из колодок отрегулируйте натяжение тросика.
- На каждом рычаге расположен специальный винт для регулировки натяжения. Если колодка прикоснулась к ободу раньше, то необходимо увеличить натяжение ее пружины, либо уменьшить натяжение противоположной.
Касание происходит одновременно? Тогда переходим к окончательному этапу настройки.
Четвертый этап. Установка жесткости тормоза (регулировка тросика тормозной системы)
На данном этапе необходимо установить комфортное и надежное срабатывание тормозной системы в зависимости от нажатия на рычаг тормоза расположенный на руле. Положение тормозной ручки было установлено еще на первом этапе регулировки системы. Теперь требуется отрегулировать натяжение, и при необходимости, длину тросиков.
Для этого необходимо просто нажать на тормозной рычаг. Колодки должны прижаться к ободу при минимальном воздействии на рычаг. При необходимости отрегулируйте длину хода рычага, так как Вам удобно, с помощью гайки натяжения, которая расположена на самом рычаге. Не устанавливайте ход большим, это не рекомендуется всеми специалистами.
Все необходимые работы выполнены. Осталось проверить работоспособность тормозной системы, что является необходимым.
Проверка тормозной системы после регулировки
Проверку можно провести в несколько шагов. Первый – не снимая велосипед со стенда, на котором проводилась регулировка, приведите во вращение колесо и нажмите на рычаг тормоза – колесо должно мгновенно остановиться. Второй – совершите контрольную поездку с резким торможением, тормоза должны срабатывать при минимальном воздействии на рычаг.
Если все процедуры выполнены правильно, то безопасность и удовольствие от поездки Вам обеспечены!
Регулировка втулок или как побороть «Люфт»
Когда позади уже много километров пробега, то любой технике требуется уход и регулировка. Вы уже привыкли к звукам, которые издает ваш велосипед при езде, но если вы берёте его за раму и снова резко опускаете на землю, но слышите при этом не только привычное позвякивание цепи, а ещё глухое постукивание непонятно от куда, значит самое время проверить велосипед на наличие люфтов! Обнаружить люфт совсем не сложно. Он может появиться в рулевой колонке, каретке или втулках колёс. Одной рукой придержим велосипед за раму, а второй рукой попробуем покачать колесо из сторону.
Если обод колеса покачивается в раме или вилке из стороны в сторону а во втулке слышно постукивание, значит надо отрегулировать конуса.
Втулки большинства велосипедов имеют насыпные подшипники. Это значит что во втулке имеется дорожка, в которую насыпаются шары и прижимаются конусом. Поджатие этих конусов как раз и нужно будет отрегулировать.
Для регулировки конусов рекомендуется запастись специальными регулировочными ключами. Они отличаются от обычных ключей своей толщиной. Регулировка переднего и заднего колёс производится аналогично (переднее регулируется чуть проще из-за отсутствия кассеты со звёздочками). Для начала необходимо снять колесо с велосипеда. Открываем рычаг эксцентрика и ослабляем гайку с противоположной стороны.
Затем полностью вытаскиваем эксцентриковый зажим из втулки. Здесь главное не растерять маленькие пружинки, которые облегчают установку колеса в раму. Теперь нужно снять резиновые пыльники со втулки(с передней снимаем сразу оба пыльника, а с задней тот, что слева) Делайте это аккуратно, чтобы пыльники остались целы. Если пыльник сидит плотно, то можно поддеть его тонким не заостренным предметом.
Теперь берём ключи и расконтриваем конус. Для этого вращаем контргайку против часовой стрелки, придерживая конус вторым ключом. Начинать следует с конуса расположенного слева по ходу движения (это не относится к передней втулке с ободным тормозом, поскольку она симметрична).
Когда контргайка вывернута почти до конца, выкручиваем вслед за ней и конус.
Теперь проталкиваем ось в правую сторону втулки, чтобы появился доступ к правому конусу и контргайке (в случае с передним колесом, этого делать не требуется, поскольку конуса с обеих сторон можно регулировать просто сняв пыльники).
Необходимо на всякий случай законтрить правый конус. Ведь возможно люфты появились именно из-за этого конуса. Для этого придерживая конус одним ключом, вращаем контргайку вторым ключом по часовой стрелке.
От руки притягиваем обратно ко втулке левый конус и контргайку. А сейчас применим одну небольшую хитрость. Берём эксценрик с гайкой, но без пружинок и вставляем его во втулку так, чтобы рычаг эксцентрика оказался со стороны кассеты.
Затем притягиваем колесо к раме как показано на фото и начинаем подтягивать конус ключом, сразу же проверяя как крутится колесо. Когда колесо вращается свободно и без люфта, начинаем затягивать контргайку, снова придерживая конус от вращения.
При таком способе регулировки важно не применять излишнее усилие, иначе есть риск испортить эксцентрик. Но зато так можно отрегулировать конуса даже в одиночку, находясь вдали от дома и мастерской. Если после регулировки подшипники перетянуты и колесо движется рывками, то это значит следует ослабить затяжку конуса, вновь ослабив контргайку и выкрутив конус на полоборота. Добейтесь плавного вращения и после настройки не забудьте законтрить конус!
Теперь устанавливаем колесо на место, не забыв установить резиновые пыльники и придать эксцентрику его привычное положение — когда рычаг находится слева от велосипеда. И самое главное — пружинки! Если они до сих пор не потерялись, установите их перед затяжкой эксцентрика. Теперь ваш велосипед снова порадует вас бесшумной работой и хорошей управляемостью.
Регулировка тормозов на велосипеде
Регулировка тормозов на велосипеде должна осуществляться регулярно – такое обслуживание будет гарантией безопасности эксплуатации транспортного средства. На современных велосипедов встречаются два основных типа тормозов – ободные и дисковые, но дисковые могут быть механическими или гидравлическими. От того, какой вид тормозной системы установлен на конкретном велосипеде, будет зависеть процесс их обслуживания.
Как проверить и настроить тормоза
Существует четкая инструкция по проверке и настройке тормозной системы велосипеда. Если ее придерживаться, то весь процесс займет мало времени и будет результативным.
Порядок действий при проверке и настройке тормозной системы велосипеда:
Настройка тормозной системы при ободном и дисковом типе отличается, так как используются различные вращающиеся механизмы и колодки.
Настройка ободных тормозов
На горных велосипедах используется v-brake тормозная система – на ее примере и будем рассматривать принципы настройки, так как она же имеется и на других велосипедах с ободными тормозами. Отличие может состоять лишь в разном расположении болтов и винтов, которые нужно будет подкручивать/подтягивать.
Обратите внимание: важно соблюсти три главных правила:
- колодки должны располагаться параллельно ободу;
- зазор между ободом и колодкой не должен быть больше или меньше 1 мм;
- колодки должны располагаться симметрично пот отношению друг к другу.
Как достигнуть указанных правил при настройке ободных тормозов на велосипеде:
- Нужно найти гайку с шестигранником – она фиксирует колодки. Чтобы ослабить ее и выставить тормозные колодки в нужное положение, понадобится нажать на ручку тормоза и посмотреть, как колодка касается обода. Отпустив ручку тормоза, колодку можно выставлять в нужное положение – она двигается вверх, вниз и на угол.
- Расстояние между колодкой и ободом колеса не должно быть больше 1 мм, хотя в некоторых моделях велосипедов встречается и 2-3 мм — точную информацию о конкретном транспортном средстве можно получить либо от инструкции к нему, либо в сети интернет по техническим характеристикам. Следует учесть, что торможение колеса должно происходить даже при минимальном нажатии на ручку тормоза. То есть, если колесо останавливается только при полном нажатии ручки тормоза «до упора», то это неверно.
После проведения всех указанных работ, обязательно нужно проверить работу тормозной системы. Сначала это делается на холостом ходу – поднимите переднее колесо вверх, раскрутите его и резко нажмите ручку, затем то же самое проделайте с задним колесом. Следующий этап – проверка работы тормозной системы «в действии» — сядьте на велосипед и прокатитесь 3-5 метров, резко затормозив. Если велосипед остановился даже при минимальном нажатии на ручку тормоза, то обслуживание системы было выполнено правильно.
Настройка дисковых тормозов
Как правило, регулировка дисковых тормозов заключается в периодическом подтягивании троса. Но нередко приходится заменять и колодки, правда, на дисковых тормозах они стираются дольше, чем на ободных. Сначала нужно выяснить, какие конкретно дисковые тормоза установлены на велосипеде – регулировка тормозных колодок при гидравлической и механической системе будет различаться.
Специалисты рекомендуют принять к сведению следующие моменты:
- Если стоят на велосипеде дисковые тормоза гидравлического типа, то замена колодок может и не понадобиться – они способны самостоятельно это делать. Но следует учесть один нюанс – если гидравлическая система закрытого типа, то придется регулировать колодки в ручном режиме – для этого предусмотрены специальные вентили.
- Если предстоит настройка дисковых механических тормозов, то нужно будет натянуть трос по вышеуказанной инструкции и проверить расположение колодок – расстояние между ними и диском должно быть в пределах 0,2-0,4 мм.
- Для того, чтобы настроить колодки при дисковых механических тормозах, нужно воспользоваться специальными болтами – подтягивая их, можно увидеть, как движется колодка. Особенно внимательным нужно при выставлении расстояния между колодкой и диском – 0,3 мм слишком мало, ошибиться легко.
Обязательно после проведения работ нужно проверить работу тормозной системы в действии – прокатитесь на велосипеде несколько метров и попробуйте затормозить. Если трос был сильно перетянут, либо колодки расположились слишком близко к диску, то произойдет слишком резкое торможение – это «сюрприз», при котором велосипедист начинает двигаться вперед, но уже без своего транспортного средства. Поэтому при проверочной езде нужно быть предельно внимательным и аккуратным, при необходимости регулировка дисковой тормозной системы проводится повторно с учетом предыдущих ошибок.
Обзор на Горный велосипед STELS Navigator 620 V 26 (V010) зелёный, рама 19»
Приветствую всех пользователей и гостей сайта интернет-магазина «ОнЛайн Трейд». В моей семье уже давно созревала необходимость замены старого велосипеда супруга, и тут как раз приближался его день рождения. Я решила воспользоваться подходящим моментом и обновить его железного коня. Старая модель велосипеда была фирмы Stels с колёсами 26 дюймов, алюминиевой рамой, а также тормозной системой V-brake и отдельно купленным, самостоятельно установленным багажником. Поэтому требования к новой модели были подобными: колеса 26 дюймов (чтобы не менять запаски), алюминиевая рама (легкий вес), тормозная система V-break (чтобы можно было установить тот же самый багажник на новый велосипед). Я стала просматривать форумы, читать отзывы и обзор людей, и в итоге остановилась на модели STELS Navigator 620. Именно эта модель и оказалась в наличии в интернет-магазине «ОнЛайн Трейд». Кстати, уточню, что я заказала модель зелёного цвета (точнее, неонового цвета, который замечательно виден в темноте благодаря светоотражению), а есть ещё в продаже красно-синий вариант. Также эта модель велосипеда выпускается с тремя вариантами размера рамы (14, 17 и 19), нам подошла девятнадцатого размера.
Получала велосипед в пункте выдачи заказов, то есть воспользовалась самовывозом (зачем платить за доставку, если можно просто катить купленный новый велосипед домой). Велосипед пришёл упакованным в огромную картонную коробку. Работник помог мне вскрыть ее прямо в пункте выдачи заказов, я внимательно осмотрела велосипед, попросила поставить все необходимые отметки в гарантийных талонах и отправилась домой дарить подарок супругу. Замечу, что велосипед был полностью собран, оставалось только повернуть руль и прикрутить педали. Также для большей сохранности вся рама велосипеда была обернута в поролоновые вкладыши и обмотана пупыркой. Все эти дополнительные средства защиты я поснимала прямо в пункте выдачи товаров.
Педали велосипеда были обернуты полиэтиленом и закреплены стяжкой на седле.
А теперь обо всём по порядку. Начну обзор велосипеда с руля, он имеет изогнутую форму, покрыт черной матовой краской. В модели Stels Navigator 620 предусмотрена регулировка руля по высоте: благодаря четырем съемным кольцам можно либо поднять руль, либо опустить его. Чтобы это осуществить, необходимо раскрутить болт, прикрытый сверху чёрной резиновой заглушкой. Руль фиксируется с помощью двух болтов под шестигранник.
Руль на выносе закреплен с помощью четырёх болтов, открутив которые можно правильно отцентровать его положение и верным образом развернуть по требуемому направлению. Светоотражатель был прикреплен к этому месту во время получения велосипеда. Однако при настройке супруг открутил его и выкинул, заменив на более нужный аксессуар — фонарь. Переключение скоростей осуществляется с помощью шифтеров Shimano ST- EF500. Всего — двадцать одна скорость для комфортной езды.
На данной модели велосипеда установлены неплохие бюджетные грипсы из мягкой резины, однако, они никак не зафиксированы. Ручки тормозов имеют стандартную форму.
Амортизационная вилка выполнена из алюминия и стали, и имеет ход около 60 мм. Конечно, это не вилка не для экстремальной езды, но для движения по городу ее будет вполне достаточно. Под вилкой расположено идущее в комплекте переднее пластиковое крыло чёрного цвета и передний тормоз.
Все тросики, идущие от передней части велосипеда к задней, расположены под верхней трубой рамы. Это плюс, в связи с тем что их меньше задеваешь ногами, и на них почти не будет попадать грязь.
Приятным дополнением данной модели велосипеда является наличие двух отверстий под флягодержатель на нижней трубе рамы. Кстати, в комплекте сразу идут два болта для креплений.
Седло, идущее в комплекте с велосипедом стандартное. Не замечу никаких ни плюсов, ни минусов, потому что мы его сразу же заменили на более качественное со старого велосипеда. Длина подседельного штыря позволяет изменять высоту седла. На нем изначально был установлен идущий в комплекте красный светоотражатель. Однако мы выкинули его, заменив на задний фонарик красного цвета.
Подседельный штырь фиксируется в раме с помощью быстросъемной конструкции.
Педали прикрутили сразу после доставки из магазина. Они стандартные, но имеют разную резьбу: правую и левую. Шестерни прикрыты пластиковым защитным кожухом чёрного цвета.
Весьма интересное место придумано в этой модели велосипеда для подножки: к раме напрямую приварена небольшая металлическая пластина, на которой с помощью двух болтов зафиксирована складная подножка.
На задней части рамы в районе колеса имеются специальные отверстия с резьбой для установки багажника или замены крыльев на стационарные полноразмерные.
Трансмиссия в модели STELS Navigator 620 представлена трехзвездной кассетой спереди и семизвёздной сзади. При этом спереди установлен переключатель FD-TY300, а сзади — RD-TY300. Цепь при движении переключается тихо, плавно и быстро.
Немаловажным плюсом является то, что цена на велосипед Stels Navigator 620 весьма адекватная, соответствует полностью его качеству и сборке. Рама из алюминия существенно снижает общий вес велосипеда, что облегчает как движение, так и переноску.
Подводя итоги, скажу честно, что супругу очень понравился велосипед. Он его полностью перенастроил, необходимые детали поменял и в скором времени будет проверять на выездах. Всем рекомендуем к покупке!