Как отрегулировать зазоры кузова
Как отрегулировать зазоры кузова?
Неровные зазоры и, соответственно, панели после неправильной регулировки, оказывают влияние на:
- Внешность машины. Сюда входят панели и зазоры, расположенные не на одной плоскости;
- Более сложным становится открывание крышки багажника, капота и дверей;
- Количество попадаемой воды и шума от ветра. При неправильной регулировке панелей оказывают непосредственное влияние на шум в салоне и протекание воды;
- При соприкосновении нескольких панелей одна к другой, краска будет стираться в месте соприкосновения;
Правила изменения зазоров. На предприятиях и в профессиональных мастерских применяют особые линейки, дающие возможность легкого замера зазоров, образовавшихся между панелями. Подобную линейку можно легко сделать и своими руками. Она позволяет легко сравнить зазоры между панелями, даже не запоминая их.
Советы по размеру зазоров между кузовными панелями, даваемые производителем, могут разниться, в зависимости от модели машины.
Насколько прилегающие детали совпадают по плоскости, можно проверить, если приложить линейку ребром одновременно к двум разным панелям. Расстояние между ними допускается не более 2 мм.
Советы по размеру зазоров между кузовными панелями, даваемые производителем, могут разниться, в зависимости от модели машины. Могут также отличаться параметры для переднего крыла и капота, если сравнивать их с капотом и передней дверью.
Насколько прилегающие детали совпадают по плоскости, можно проверить, если приложить линейку ребром одновременно к двум разным панелям. Расстояние между панелями кузова допускается не более 2мм.
Почему зазоры получаются неодинаковые. В первую очередь, важно понять, по какой причине зазоры получаются неодинаковые. Нужно убедиться в том, что все элементы кузова, на которых закреплены панели, обладают правильными геометрическими формами. При наличии смещений или перекосов, достичь правильных зазоров будет невозможно. Исключение могут составлять только минимальные изменения, которые могут быть компенсированы регулировками креплений.
Например, при смещении подкапотной планки, на которой закреплена верхняя часть радиатора и замок капота, зазор капота и передних крыльев будет не одинаковым.
В процессе регулировки зазоров, не следует ослаблять все болты сразу. Хотя бы один болт должен остаться затянутым
Потребуется сделать замеры симметричных точек по диагонали и устранить в ходе вытягивания в нужном направлении.
Советы. В процессе регулировки, следует уделять внимание таким моментам:
- Не следует ослаблять все болты сразу. Хотя бы один болт должен остаться затянутым. В противном случае кузовная панель будет просто болтаться в проеме и соскальзывать при попытке установить ее на место;
- Болты креплений можно закрутить таким образом, чтобы они давали возможность немного сдвинуть двери в сторону;
- В ходе установки дверей, крышки капота и багажника, имеется возможность убрать петлю замка из проема. Это даст дверям и крышке капота открываться более свободно. После того как панели будут выставлены, следует прикрутить петлю замка на место и отрегулировать ее;
- Под шарниры можно подложить шайбы, чтобы изменить их положение на требуемые несколько миллиметров;
- В некоторых случаях, когда все параметры расположения панелей кузова настроены правильно, и зазоры одинаковые, но края панелей немного выступают. В таком случае, они просто немного поджимаются, сделав безопасный упор для самой панели, чтобы избежать повреждений.
Заключение. Регулировка зазоров имеет большое значение, так как правильная их величина позволяет обеспечить уменьшенный износ дверных петель и других деталей.
Регулировка дверей на BMW E46 Touring
Не так давно заменил железо дверей на своём тракторе. Двери брал с японки, и всё перекидывал в них со своих дверей. Старые двери в продаже, если кому интересно.
Из проблем, которые обнаружились после установки свежих дверей — немного неправильные зазоры и верх дверей не везде прижимается как надо.
Процесс регулировки очень длительный и сложный. Лучше делать вдвоём, т.к. одному сложно и держать двери и петли крутить. Я использовал домкрат с подкладкой под дверь. Но это то ещё удовольствие, т.к. крутить всё туда-сюда придётся несколько раз.
По TIS’у весь процесс описан как бы не очень подробно, там просто указано что надо делать но что на что влияет не указано 🙂
Вся ругулировка делается следующим образом: сначала выставляется задняя дверь по заднему крылу и кузову (крышка и порог). Потом только выставляется передняя дверь по задней двери и кузову (крыша, передний свод лобового стекла, порог). И потом под переднюю дверь подгоняется переднее крыло. Перед регулировкой советую заклеить все углы и края кузова толстым малярным скотчем, чтоб не поцарапать если что в процессе регулировки.
Регулировка двери начинается с того, что выставляется скоба для замка двери в среднее положение — т.е. чтобы скоба стояла чётко по центру щели замка, не цепляла ни за что, и дверь закрывалась на замок. При регулировке дверь должна быть полностью собрана, т.к. вес влияет на положение!
Сначала регулируется зазор между порогом и предыдущей установленной частью кузова — либо заднее крыло, либо задняя дверь, смотря что вы сейчас регулируете.
Регулировка выполняется как установкой проставочных пластин, так и смещением петлей двери.
Петли бывают толщиной 0,5мм и 1мм. У меня штатно были сразу по 1мм. Но их можно купить новыми:
Регулировочная пластина на 1мм толщиной — 41517202047
Регулировочная пластина на 0,5мм толщиной — 41518173321
Проблемнее всего выставлять заднюю дверь, т.к. у неё одна петля в одной плоскости прикручена, а другая — в другой…
Из-за этого получается, что подкладывая пластины под нижнюю петлю задней двери, вы сдвигаете дверь в сторону заднего крыла, уменьшая там зазор именно нижней части двери. Если же пластину подложить под верхнюю петлю задней двери — вы выдвинете верхнюю часть двери наружу из машины и появится щель. А вот смещение задней двери относительно других деталей по зазорам регулируется перемещением ослабленной петли.
На передних дверях всё немного проще — там петли прикручены в одной плоскости. т.е. проставочными пластинками регулируется положение двери относительно задней двери, зазор до неё, и равномерность зазора между дверью и порогом. А перемещая открученные петли можно регулировать положение и "завал"/глубину двери в кузове, её прижим.
1. Очень важно на первом этапе выставить заднюю дверь, т.к. по ней потом будет выравниваться передняя дверь!
2. После регулировок все болты, петли и пластины под ними необходимо закрасить!
3. Моменты затяжки так же важны и описаны все в TIS’е по ссылкам выше.
И вот фото для тех, кто обнаруживает воду в ногах переднего пассажира или водителя. Прична обычно проста — отклеилась штатная шумка и пропускает в салон воду. Я её переклеивал как-то очень давно. А в этот раз я ездил с разобранными дверьми, т.к. не успел всё собрать. И само-собой были дожди (это тоже причина почему не успел), и всё протекало. Наглядные фото как это течет по двери — ниже…
Регулировка зазоров кузовных элементов автомобиля
При проведении кузовного ремонта важным этапом является правильная установка кузовных деталей. Именно ровные зазоры между деталями кузова, определяют качество их установки.
Качественно выставить зазоры, возможно только при условии правильной геометрии кузова автомобиля.
Основные этапы регулировки зазоров
- Необходимо поставить автомобиль на ровную поверхность (для предотвращения незначительных перекосов кузова);
- Установить деталь, при этом не затягивать ее в местах крепления;
- Незначительно зафиксировать деталь в одной точке, закрутив болт посильнее;
- Проверить зазоры, при необходимости сместить деталь в нужную сторону;
- Убедившись в правильном положении детали, окончательно ее зафиксировать, затянув все болты крепления.
При установке некоторых деталей, есть дополнительные возможности позволяющие регулировать их положение в плоскости с другими кузовными элементами (регулировка капота по высоте относительно крыльев).
Советы по регулировке отдельных деталей
Регулировка капота
При регулировке капота необходимо наживить его в точках крепления и немного затянуть. Опустить капот и проверить его положение относительно других деталей. При необходимости подрегулировать положение капота. Для удобства регулировки можно снять замок капота. Отрегулировав положение капота, необходимо произвести окончательную его фиксацию. Далее проверяем положение капота по высоте относительно крыльев. При необходимости регулируем его за счет резиновых опор расположенных на верхней балке суппорта радиатора. Закручивая опору, капот будет опускаться, выкручивая – подниматься.
Регулировка крышки багажника
Регулировка крышки багажника осуществляется идентично регулировке капота. При этом нужно регулировать положение детали относительно задних крыльев.
Регулировка дверей
Для удобной регулировки дверей, рекомендуется предварительно снять петлю замка. Далее закрепить дверь таким образом, что бы она сохраняла свое положение при закрывании. Для этого достаточно слегка затянуть ее в верхней точке. Закрываем дверь, проверяем зазоры, при необходимости регулируем положение двери. Убедившись, что зазоры выставлены – затягиваем остальные болты. В некоторых случаях, для выравнивания двери можно немного деформировать петлю или использовать шайбы, размещая их в местах крепления. Регулировку детали в плоскости со стойкой можно осуществлять, меняя положение петли замка.
При необходимости отрегулировать сразу две двери с одной стороны, начинать регулировку следует с задней двери. Это позволит правильно выставить зазоры относительно несъемного заднего крыла. Далее выравниваем переднюю дверь относительно задней. Для регулировки зазора между передней дверью и передним крылом – меняем положение крыла.
Регулировка передних крыльев
Регулировка передних крыльев осуществляется относительно передней двери. Кроме этого необходимо учитывать его положение относительно фары и переднего бампера. Для начала незначительно фиксируем крыло в местах крепления. Далее выставляем зазоры и окончательно затягиваем крыло.
Заключение
Ровные зазоры между деталями являются показателем правильного положения кузовных деталей.
Процесс подгонки деталей не составит труда, если не нарушена геометрия кузова.
2.4. Регулировка и разгонка стыковых зазоров
Основные положения.Зазоры в рельсовых стыках и их расположение относительно шпальной решетки изменяются в процессе эксплуатации из-за продольного перемещения рельсов по подкладкам (и вместе со шпалами) от воздействия сил угона, а также постоянного колебания температуры рельсов. При этом величина и интенсивность изменения зазоров и направление их смещения вдоль пути зависят от многих факторов, в том числе: преобладающего направления движения поездов по пути, например, одностороннее — на двухпутном участке, двустороннее — на однопутном;
вида и количества поездов;
режима движения поездов на данном участке пути (с торможением или без торможения);
профиля пути (спуск или подъем);
амплитуды колебания температуры в течение года; конструкции и количества противоугонных устройств, конструкции скреплений и др.
Поэтому величину зазоров в стыках и их положение по протяжению пути в процессе эксплуатации периодически приходится регулировать. Если этого не делать, то с течением времени могут происходить либо разрывы стыков с растянутыми зазорами при отрицательных температурах зимой, либо выбросы пути при нулевых зазорах в стыках при высоких температурах летом. Если приведение величин зазоров к нормальным осуществляется без разрыва стыков, то оно относится к «регулировке зазоров», а если с разрывом, то — к «разгонке зазоров».
Регулировка зазоров может быть внеплановая и плановая. Внеплановая регулировка назначается по результатам осмотра стыков исходя из наличия и числа слитых и чрезмерно растянутых зазоров соответственно при положительных и отрицательных температурах воздуха.
Плановая регулировка (разгонка зазоров) назначается по результатам графикового сопоставления накопления измеренных и нормальных зазоров (табл. 2.7).
Таблица 2.7. Номинальные значения зазоров в стыках по климатическим регионам
Температура рельсов, «С, для климатических регионов с годовой амплитудой температуры рельсов Т
Т> 100 «С (Резкоконтинентальный климат)
Т = 80-100 «С (Умеренный климат)
Г<80»С (Мягкий климат)
Длина рельсов 25 м
Длина рельсов 12.5 м
Примечание. Амплитуда температуры Т определяется дистанцией пути для своей климатической зоны в соответствии с Техническими указаниями по устройству, укладке и содержанию бесстыкового пути.
Работы по сплошной плановой регулировке или разгонке зазоров, как правило, выполняются при комплексных планово-предупредительных работах и при ремонтах пути. В отдельных случаях они могут выполняться и как самостоятельные. В состав работ входят: измерение зазоров, составление расчетной ведомости стыковых зазоров, передвижка рельсов в соответствие с расчетными величинами сдвижек, закрепление передвинутых рельсов на новом месте.
Разница в температуре рельсов, при которой измерялись зазоры и производятся работы по их регулировке или разгонке, не должна быть более 5° С.
Для измерения зазоров используется металлический клин с делениями (рис. 2.36), который заводится в зазор с внешней (нерабочей) грани головки рельсов на уровне средней ее части.
Рис. 2.36. Металлический клин с делениями для измерения стыковых зазоров
Промер зазоров начинают от стыка, положение которого принимается за неизменное с момента укладки пути (например, рамный или закрестовинный стык входного или выходного стрелочного перевода, либо крайний стык безбалластного моста и др.), и ведут по обеим рельсовым нитям.
В начале промера зазоров должна быть выявлена величина поправки к измеряемым (фактическим) зазорам, учитывающей силы трения рельса в накладках, препятствующие свободному изменению зазоров при перемене температуры. Для этого определяют сумму зазоров в первых четырех стыках (без нулевых зазоров): сначала без отвертывания гаек болтов, а затем с отвернутыми на два-три оборота гайками, и определяют разность сумм зазоров, полученных при затянутых и ослабленных болтах. После этого делением полученной разности на четыре определяют поправку к измеренным зазорам. Если она положительная, то ее отнимают от фактических значений зазоров (исключая стыки с нулевыми зазорами), а если отрицательная, — прибавляют к измеренным зазорам (включая стыки с нулевыми зазорами).
Допустим, что средний зазор в первых четырех стыках составляет:
при затянутых болтах (4 + 10 + 2 + 4): 4 = 5 мм; при ослабших болтах — (5+10+3+5):4=6мм (округленно). Разница средних зазоров (1 мм) отрицательная, следовательно, фактические зазоры в стыках должны быть увеличены на 1 мм.
По результатам промера составляется расчетная ведомость, по которой определяют вид работ (регулировка или разгонка зазоров), величину и направление передвижки рельсов, фронты работ.
Регулировка зазоров производится, как правило, облегченным (массой 37 кг) гидравлическим прибором РН-02 с распорным усилием 120 кН (12 тс), а разгонка зазоров — прибором РН-01 (массой 78 кг) с распорным усилием 250 кН (25 тс) (рис. 2.37). В отдельных случаях могут применяться приборы ударного типа (рис. 2.38 и 2.39).
Рис. 2.37. Гидравлический разгоночный прибор РН-03:
1 — клапан для перепуска масла; 2 — двухплунжерный ручной насос; 3 — резервуар для обеспечения гидросистемы маслом; 4 — ручка; 5 — распорный цилиндр; 6 — пружины; 7 — ролики для перемещения прибора по рельсу
Рис. 2.38. Ударный разгоночный прибор:
1 — ручки; 2 — корпус прибора; 3 — ролики
Рис. 2.39. Общий вид приспособления для установки и снятия клина ударного разгоночного прибора:
1 — хомут; 2 — клин; 3 — приспособление для снятия клина с рельса
Регулировка зазоров.В табл. 2.8 приведена ведомость (образец) регулировки зазоров по одной из рельсовых нитей, а на рис. 2.40 — соответствующий ей график накопления зазоров (составленный по средним значениям зазоров на пикете).
Рис 2.40. График накопления зазоров на участке их регулировки:
1,2 — линии накопления соответственно измеренных и нормальных зазоров
Знак плюс перед величиной передвижки рельсов в пятой графе означает, что накопление измеренных зазоров больше накопления нормальных зазоров, поэтому перемещение рельса должно быть направлено в сторону начального стыка, а знак минус — наоборот. При нулевой величине передвижки данный рельс остается на месте.
Преобладание на участке измеренных зазоров одного и того же знака означает влияние на изменение зазоров угона рельсов в одном направлении.
Вид работ — регулировка или разгонка зазоров — определяется по данным пятой графы по правилу: если наибольшая разность между фактическим и нормальным накоплением зазоров не превышает максимально возможный конструктивный зазор в стыке (22 или 24 мм при диаметрах отверстий в рельсах соответственно 36 и 40 мм), то восстановление нормальных зазоров в стыках на данном участке выполняется без разрыва стыков, т. е. регулировкой зазоров, а если превышает, то с разрывом стыков, т. е. производится разгонка зазоров.
Как видно из табл. 2.8 и рис. 2.40, в рассматриваемом случае, в четырех стыках из 26 зазоры нулевые, а в восьми (с зазорами 9- 12 мм) они в 1,5-2 раза больше нормального зазора (6 мм), что указывает на необходимость их регулировки; с другой стороны, максимальная разница между измеренными и нормальными зазорами достигает 20 мм (стык № 13), что меньше максимально возможного конструктивного зазора. Это указывает на то, что регулировать зазоры можно без разрыва рельсовой колеи.
Таблица 2.8. Ведомость регулировки стыковых зазоров (наружная нить … км)
Номер стыкай рельса (25м)
Измеренные зазоры (с учетом поправки), мм
Накопление измеренных зазоров, мм
Накопление нормальных зазоров, мм
Разность между накоплениями измеренных и нормальных зазоров (величина передвижки рельсов), мм
При регулировке зазоров (рис. 2.41) ослабляют болты в стыках, кроме тех, в которых величина зазора не изменяется; в зависимости от количества рельсов в передвигаемой плети определяют места установки гидравлического прибора; со стороны куда будут перемещаться рельсы, в имеющиеся в стыках зазоры устанавливают прозорники (металлические прокладки толщиной, соответствующей нормальному зазору при данной температуре рельсов). В начале регулировки гидравлический прибор устанавливают на рельс и передвигают рельсовую плеть до тех пор, пока прозорники в стыках не будут зажаты рельсами. После этого прекращают передвижку рельсов, снимают прозорники, закрепляют болты в стыках, передвигают противоугоны к шпалам, добивают костыли, перемещают и устанавливают гидравлический прибор в следующем месте.
Рис. 2.41. График работ по регулировке зазоров бригадой в составе восьми монтеров пути (м. п.):
1 — ослабление гаек стыковых болтов (1 м. п.); 2 — ослабление противоугонов (1 м. п.); 3 — установка прозорников (1 м. п.);
4 — продольное перемещение рельсов, постукивание по ним деревянной кувалдой и наддергивание отдельных костылей (3 м. п.); 5 — закрепление гаек стыковых болтов (1 м. п.); 6 — закрепление или установка противоугонов (1 м. п.)
При выполнении указанных работ должны соблюдаться следующие правила:
передвижка рельсов производится плетями по два-три рельса в зависимости от мощности гидравлического прибора и положения пути в плане (прямая или кривая);
в случае когда продольное перемещение рельсов осложняется сопротивлением от костылей, шпал или перекошенных подкладок, рекомендуется перед передвижкой рельсов наддернуть такие костыли и устранить перекосы подкладок; одновременно с передвижкой рельсов производить постукивание по ним деревянной кувалдой;
негодные противоугоны должны быть заменены;
оторвавшиеся соединители должны быть вновь приварены.
Место работ по регулировке зазоров ограждается сигналами остановки поездов. Машинистам выдается предупреждение об остановке у красного сигнала, а при его отсутствии — о следовании с установленной скоростью.
Перед снятием сигналов и пропуском поезда гидравлический прибор снимают с рельса и относят в сторону от пути с соблюдением габарита.
Рис. 2.42. График накопления зазоров на участке их разгонки:
1,2 — линии накопления соответственно измеренных и нормальных зазоров
Разгонка зазоров.Подтверждением необходимости разгонки зазоров на конкретном участке служит максимальная величина разрыва рельсовой нити в стыках. В примере (табл. 2.9, рис. 2.42) он достигает 101 мм (стык № 15), что значительно превышает размер возможного конструктивного зазора. Из табл. 2.9 видно, что на отрезке пути до стыка № 45 накопление измеренных зазоров превышает сумму нормальных зазоров, что указывает на необходимость передвижки рельсов на этом участке в сторону начального стыка. На остальном отрезке пути накопление зазоров имеет знак минус, что означает изменение направления передвижки рельсов в сторону нарастания номера стыков. В 45-м стыке разрыва рельсовой колеи делать не требуется.
Если линия накопления измеренных зазоров на графике поднимается круче линии накопления нормальных зазоров, то это означает, что на этом отрезке фактические зазоры больше нормальных, и, наоборот, если линия нормальных зазоров круче линии измеренных — фактические зазоры меньше нормальных.
Горизонтальное расположение линии измеренных зазоров указывает на отсутствие зазоров в стыках на данном участке.
Из графы 6 видно, что в данном случае длина сдвигаемой плети принята равной двум рельсам длиной по 25 м.
Работы производятся в следующем порядке. В стыках, в которых разрывается рельсовая колея, типовые накладки заменяют на инвентарные с измененным расположением отверстий (рис. 2.43), срубают рельсовые соединители и устанавливают временные перемычки, обеспечивающие нормальную работу рельсовых цепей при оторванных соединителях; в этих же стыках снимают болты на одном из концов рельсов; в остальных стыках ослабляют болты.
На однопутных линиях со стороны, противоположной направлению передвижки рельсов, от шпал отодвигают противоугоны, препятствующие сдвижке рельсов; в стыках устанавливают прозорники. Затем в первом стыке с инвентарными накладками устанавливают разгоночный прибор и производят передвижку рельсовой плети до тех пор, пока все прозорники со стороны, куда передвигаются рельсы, не окажутся зажатыми. При этом в стыке, где установлен прибор, образуется разрыв.
После передвижки плети снимают прозорники, закрепляют болты, добивают противоугоны.
При необходимости пропуска поезда по месту работ в стыке с разрывом колеи устанавливают вкладыш (рис. 2.44) и болтами скрепляют его с накладками.
Разгонка зазоров может производиться как в «окна», так и в интервалы между поездами с ограждением места работ сигналами остановки; поезда пропускают со скоростью 25 км/ч при рельсах типа Р65, 15 км/ч — при рельсах типа Р50.