Регулировка холостого хода на дизельном топливе
Регулировка холостого хода на дизельном топливе
Сергей Владимирович Корниенко
Ремонт японского автомобиля
Эта книга – следующая в серии изданий, посвященных ремонту японских автомобилей. В ее основу положена моя первая книга, которая пользовалась определенной популярностью, но, увы, безнадежно устарела. Кроме того, в ней по незнанию и отсутствию опыта были допущены некоторые ошибки. Книга «Ремонт японского автомобиля» обобщает наработки бригады мотористов из г. Владивостока, в которой работаю и я, по поиску неисправностей и диагностике самых современных японских автомобилей с впрыском бензина. Надеюсь, книга будет полезна всем, кто самостоятельно занимается ремонтом автомобилей. Она не является простой компиляцией различных инструкций и пособий, поскольку написана на основе личного опыта. Однако к сведениям, изложенным в ней, не следует относиться как к Священному Писанию. Все, что предложено вашему вниманию, – это всего лишь наши заключения и методы, которые через несколько лет могут оказаться в чем-то ошибочными. Следуя рекомендациям этой книги, имейте в виду, что все они даются профессиональными автомеханиками, поэтому соизмеряйте свои желания со своими возможностями, так как, не имея определенных навыков, вы можете нанести вред своему здоровью и целостности автомобиля. В качестве примера можно привести известный всем автомеханикам способ слива топлива из топливного бака через шланг. Не имея опыта, в ходе этой операции легко можно наглотаться автомобильного топлива, какие бы подробные инструкции перед этим вы ни получили.
Я не ставил себе цели сделать из читателей профессиональных авторемонтников. Главное, для чего написана книга, – в доступной форме попытаться объяснить те или иные процессы, происходящие в двигателе, так, чтобы это помогло владельцу автомобиля самостоятельно отремонтировать его. Поэтому я приношу извинения профессиональным авторемонтникам за некоторое несоблюдение терминологии и упрощение различных описаний принципов работы двигателя.
Я благодарю своих коллег по авторемонту, опыт которых также был использован при написании этой книги, а также мою жену Е.С. Корниенко за адаптацию текста для людей, далеких от автомобильной техники.
Общие требования к ремонту
Все руководства по ремонту автомобилей начинаются с общих требований, в которых обычно указывается, что инструмент должен быть исправным (только где его взять?), рабочее место хорошо освещенным (будет оно хорошо освещенным зимой в железном гараже!), глаза и руки ремонтника надежно защищены соответственно очками и перчатками и т. д. Все это, конечно же, очень правильно, и, наверное, потому никто подобные рекомендации не читает. Но то, что будет предложено вашему вниманию, мы все-таки советуем прочесть. Невыполнение тех или иных, порой весьма очевидных требований в нашей практике часто приводит к различным неприятностям.
1. Прежде чем приступить к ремонту, накройте чем-нибудь сиденье и крылья автомобиля. Казалось бы, вам, например при замене моторного масла, незачем садиться в салон в рабочем комбинезоне. Но выясняется, что вы забыли в салоне масляный фильтр или надо снять машину с «ручника», чтобы немного ее перекатить… Одним словом, причины могут быть разными, но они были, есть и будут. Если же вы не накроете тряпкой крыло автомобиля, то, отворачивая что-нибудь в моторном отсеке, вы его поцарапаете, и, если автомобиль выкрашен каким-нибудь темным «металликом», то повреждения будут очень заметны. Эта проблема не столь остра, если машина белая, выкрашенная обычной краской, на ней царапины не так бросаются в глаза. А с цветными… Даже если на вашем комбинезоне нет ни одной пуговицы, на машине все равно могут остаться следы. Поверьте, это проверено на горьком опыте.
2. Начиная любую сложную работу в моторном отсеке, отсоедините провод от «минуса» аккумуляторной батареи. Если на автомобиле установлены две батареи, отсоедините оба «минуса». При отключении возможны две неприятности. Первая: взвоет, если она есть, автономная сирена противоугонной системы, но ее можно отключить специальным ключом. Вторая неприятность: все компьютеры «забудут» о своем «прошлом». Это значит, что на часах будут одни нули, сотрется память в предварительных настройках радиоприемника, в блоках управления различными системами исчезнет информация о предыдущих неисправностях и т. д. В наиболее «продвинутых» автомобилях с самонастраивающимися системами управления после подключения питания возможна неправильная работа этих систем, но примерно через неделю эксплуатации все обычно налаживается. Эти неприятности – мелочи по сравнению с тем, что вам удастся исключить одну большую неприятность – короткое замыкание в автомобиле. Да, вы не собираетесь снимать стартер или генератор (на этих агрегатах всегда есть напряжение от аккумуляторной батареи), но известно множество случаев, когда «удачно» упавший гаечный ключ приводит к короткому замыканию. Причем этот злополучный ключ иногда сразу же приваривается, после чего начинает гореть проводка. Поэтому во всех пособиях по обслуживанию автомобилей и говорится о необходимости отключать аккумуляторную батарею перед ремонтом. Американские авторемонтники, для того чтобы исключить неприятные последствия снятия «минуса» с аккумуляторной батареи, используют одну хитрость. Они вынимают из гнезда прикуривателя штатный прикуриватель и вместо него вставляют точно такой же, но доработанный прикуриватель. Доработка заключается в том, что к контактам прикуривателя подсоединяется батарейка типа «Кроны» напряжением всего 9 B. Мощности этой батарейки достаточно, чтобы питать память всех компьютеров, но не хватает, чтобы при замыкании вызвать какие-либо серьезные последствия. Остается только перед ремонтом оставить ключ зажигания в первом положении, т. е. перед снятием аккумуляторной батареи не выключать его полностью.
3. При снятии аккумуляторной батареи первой отсоединяется минусовая клемма. При постановке аккумуляторной батареи минусовая клемма подсоединяется последней. При другом порядке действий очень вероятно короткое замыкание (попробуйте первым снять «плюс», т. е. открутить гайку, находящуюся под напряжением, и не коснуться ключом корпуса автомобиля, если аккумуляторная батарея находится в тесном, как у микроавтобусов, отсеке).
4. Если машину нужно ремонтировать на домкрате, не приступайте к работе, пока не продублируете ручной тормоз, поставив противооткатные колодки под колеса, и домкрат, поставив под машину рядом с домкратом устойчивую чурку или в крайнем случае положив друг на друга снятые и запасные колеса. Все легковые машины снизу на ребре порога имеют специальное место (обычно здесь имеется вырез), под которое и надо устанавливать домкрат. Если поместить его под ребром, но не в установленном месте, порог можно погнуть. Мы это тоже проверяли (естественно, на новенькой машине), а потом оплачивали кузовной ремонт. Машину можно поднимать, установив домкрат по центру. В этом случае упором может служить продольная «лыжа», поперечная балка или корпус ведущего моста (картера главной передачи). Если упереть домкрат в днище, заднюю балку (!) или в нишу запасного колеса, они могут деформироваться, это не смертельно, но неприятно, особенно когда машина готовится на продажу.
5. Не допускайте падения на пол различных демонтируемых частей автомобиля, особенно датчиков, реле, электронных блоков и т. п. Японцы, согласно своим инструкциям, упавшее на жесткий пол реле никогда уже повторно не используют. Дело в том, что во всех этих изделиях и так присутствуют какие-то внутренние напряжения, которые иногда приводят к обрыву проводников. Удар же о жесткий пол приводит к увеличению этих напряжений и появлению новых.
6. При разъединении различных разъемов и фишек не тяните за провода, так как стопор контактного лепестка может не выдержать такого обращения, и контактный лепесток сместится со штатного места. При последующем соединении этот лепесток может и не достать до своей ответной части.
3.2.3.3.1. Проверка и регулировка оборотов холостого хода
Для проверок понадобится специальный дизельный тахометр.
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ 16D И 16DA РАННЕГО ВЫПУСКА
Винт регулировки оборотов холостого хода дизельного двигателя 16D
Измерить обороты можно более простым способом по заранее известному соотношению между скоростью автомобиля и числом оборотов двигателя на какой-либо передаче. Для этого надо поднять передние колеса, заблокировав задние и затянуть ручной тормоз. Погрешность спидометра, особенно на малых скоростях, на которых измеряются обороты холостого хода, не должна быть значительной.
Третий способ заключается в применении стробоскопа, подключенного к системе зажигания карбюраторного двигателя другого автомобиля. Нанесите мелком риску на шкиве коленчатого вала дизельного двигателя, запустите карбюраторный двигатель и направьте свет стробоскопа на эту метку. Обороты карбюраторного двигателя должны быть при этом известны. Если обороты дизельного двигателя и карбюраторного двигателя совпадают, или отличаются в два раза в меньшую или большую сторону, то освещаемая метка должна оставаться неподвижной. Поэтому при таких измерениях следует придерживаться здравого смысла.
При необходимости регулировки для облегчения доступа снимите насадку воздушного фильтра. Отпустите контргайку регулировочного винта и вращайте винт по часовой стрелке, чтобы увеличить обороты, или против часовой стрелки, чтобы уменьшить. По окончании регулировки затяните контргайку, удерживая винт от проворачивания. Установите насадки.
ДИЗЕЛИ 16DA ПОЗДНЕГО ВЫПУСКА
ТНВД типа Bosch VE Предупреждение
Изготовитель предупреждает, что если ограничительный винт насоса закрыт заглушкой, то регулировка в автосервисе дилера запрещается. В этом случае регулировка ТНВД выполняется только представителем фирмы Bosch.
Процедура регулировки оборотов холостого хода на дизельных двигателях с таким ТНВД отличается от описанной выше. Насос такого типа можно отличить по вертикальному винту в передней его части. На этом насосе запрещается нарушать регулировку ограничительного винта рычага управления оборотами дизельного двигателя. Расположение винтов указано на рисунке.
Расположение винтов на ТНВД типа Bosch VE (дизельные двигатели 16DA позднего выпуска и 17D)
2 – ограничительный винт рычага управления оборотами дизельного двигателя (не трогать),
Расположение винтов на ТНВД типа Lucas/ CAV (дизельные двигатели 16DA позднего выпуска и 17D)
Измерьте обороты холостого хода. При регулировке рекомендуется применять способы, изложенные выше.
При необходимости регулировки отпустите контргайку регулировочного винта, и вращая винт, установите обороты холостого хода. По окончании регулировки затяните контргайку, удерживая винт от проворачивания.
ДИЗЕЛИ 17DR И 17DTL
ТНВД типа Bosch VE
Пусковое устройство ТНВД типа Bosch VE (дизельные двигатели 17DR)
Copyright © 2007-2021 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.
Причины падения оборотов двигателя на холостом ходу
Многие автомобилисты сталкивались с тем, что на автомобиле начинался эффект падения оборотов на холостом ходу. Зачастую, это приводит к тому, что двигатель и вовсе глохнет. Данный эффект имеет множество причин, которые необходимо срочно устранить, чтобы не вызвать еще больших проблем.
По каким причинам падают обороты
Много автолюбителей вовсе не смотрят за состоянием своих автомобилей, а уж тем более за двигателя. Зачастую, последствия могут выразиться в неисправности, которые перерастут в капитальный ремонт, который потянет не маленькую сумму денежных средств. Именно, по этим причинам, если возникают неисправности с движком, необходимо вернуть ему нормальную функциональность.
Итак, рассмотрим, основные причины, которые приводят к тому, что на холостых оборотах падают обороты:
- Нарушена регулировка винтов «количества» и «качества»
Распространённая причина низких оборотов холостого хода на карбюраторах типа «Озон». Зачастую подкрутки винтов регулировки топлива бывает достаточно, что восстановить нормальные обороты.
- Неправильно отлажен уровень топлива
Помимо падения оборотов двигателя на холостом ходу это приводит к падению мощности. Мотор может глохнуть или запускаться после долгих мучений. Долгая работа на обеднённом топливе может привести к отказу мотора.
- Посторонний воздух попадает в карбюратор
«Подсос» лишнего воздуха может нарушать работу двигателя. Другой вариант — загрязнён воздушный фильтр и воздуха попадает недостаточное количество.
- Некачественное топливо
Двигатели, рассчитанные на потребление качественного топлива, могут барахлить или отказывать, если их «покормить» топливом более низкого качества, например, 92-й вместо 95-го. Более того, на двигатель может обрушиться масса новых проблем, которые придётся решать, поэтому лучше использовать хороший бензин.
- Сбоит бортовой компьютер
Бывает и так, что бортовой компьютер начинает показывать неточные данные. Если по ощущениям с двигателем всё отлично, но электроника настойчиво говорит о наличии проблемы, можно попробовать подключать исправный БК и проверить на нём.
- Пора менять свечи зажигания
Определение причины неисправности
Помочь в определении причины, почему упали холостые обороты, помогут следующие шаги.
- Если нет дополнительных признаков падения оборотов (например, вибрации) — можно проверить двигатель на другом бортовом компьютере.
- Проверить датчики.
- Осмотреть свечи зажигания.
- Убедиться, что уровень топлива и холостого хода отрегулирован верно
- Убедиться, что в карбюратор не «подсасывает» лишний воздух.
- Осмотреть воздушный фильтр на наличие загрязнений.
Подходы к решению проблемы
Когда все причины определены, можно перейти к устранению неисправностей. Конечно, существует разное количество способов решить проблему, но не стоит забывать о том, что необходима определенная последовательность действий. Стоит рассмотреть вопрос более детально.
Отрегулировать уровень топлива и холостого хода
Регулировка холостого хода на карбюраторах типа «Озон». Понадобится тахометр и шлицевая отвёртка. Проводить работы нужно на прогретом двигателе. Поворачивая винт «количества» по направлению хода часовых стрелок, можно добиться увеличения оборотов.
Если же с помощью одного винта «количества» решить эту проблему не удаётся, нужно подключить винт «качества», на котором, если им ещё не пользовались, может стоять заводская заглушка. Её можно вытащить, ввинтив в пластмассу подходящий саморез и вытащив его.
Регулировка обыкновенно проводится в 2-3 (несколько) заходов.
Заменить свечи
Даже если свечи недавно были заменены, они могут быть некачественными или бракованными. Оригинальные запчасти всегда лучше более дешёвых аналогов. Падающий ХХ нередко намекает на эту неисправность.
Заменить топливо
С помощью датчиков необходимо проверить давление в системе подачи топливо и наличие загрязнителей. После чего нужно поменять топливо на более чистое и качественное. В крайнем случае, следует задуматься о том, чтобы заправляться на АЗС другой компании.
Проверить воздушный и топливный фильтры
Воздушный фильтр может быть загрязнён. По мере загрязнения фильтра количество воздуха, которое поступает в двигатель, уменьшается. Понижается мощность двигателя и значительно увеличивается потребление топлива.
Воздушный фильтр нужно прочистить или, что приоритетнее, заменить. Лучше всего проводить эту процедуру заблаговременно, чтобы в будущем избежать других проблем.
Промыть датчик холостого хода
Если в датчик попадает масло и другие загрязнители, он выходит из строя. Датчик чистится средством для промывания карбюраторов и аэрозольной жидкостью. Приборчик необходимо вытащить и промыть. Аэрозольной жидкостью аккуратно очищается игла.Будьте внимательны, чтобы жидкость не попала во внутренности (то есть под пружину), во избежание выхода его из строя.
Вывод
Падение оборотов двигателя — довольно распространённая проблема. Она может случиться не только по какой-либо одной причине — при сильном износе мотора бывает, необходим комплексный подход, причём поломки могут быть довольно специфичными. В таком случае, возможно, следует обратиться за профессиональной помощью.
Как отрегулировать холостой ход на ВАЗ 2109
После чистки карбюратора ВАЗ 2109 можно приступит к регулировке. . Чтобы отрегулировать холостой ход, двигатель требуется прогреть до рабочей .
НИВА 4х4, Ремонт | Автор топика: Emerich
Очень часто нарушения нормальной работы двигателя на холостом ходу (хх) связаны с неисправностями ЭПХХ — экономайзера принудительного холостого хода. Здесь собран мой собственный опыт и опыт Нивской конференции auto.ru в отношении ЭПХХ карбюратора 21073-1107010 «Солекс».
1. Назначение, состав и принцип действия
ЭПХХ отключает систему хх на принудительном холостом ходу (ПХХ) во время торможения двигателем, при движении под уклон или при переключении передач. Тем самым предотвращается как непроизводительный расход бензина, так и загрязнение атмосферы, поскольку в условиях ПХХ условия сгорания рабочей смеси в цилиндрах ухудшаются, и содержание CO и CH резко возрастает. При выключении зажигания подача топлива также прерывается. Это исключает дизелинг — самопроизвольное воспламенение смеси в цилиндрах.
Экономия топлива благодаря ЭПХХ составляет 0, 2. 0, 5 л на 100 км пробега. Дизелинг же может привести к весьма неприятным последствиям, например, из-за возможных «обратных ударов» (преждевременные вспышки в цилиндрах при движении поршня вверх в такте сжатия). Поэтому убирать ЭПХХ (заменяя клапан заглушкой или удаляя его запорную иглу) не рекомендуется — и не только по экологическим соображениям.
При отпущенной педали газа отключение подачи топлива происходит при частоте вращения коленчатого вала более 2100 об/мин. При снижении частоты вращения до 1900 об/мин подача топлива возобновляется, и двигатель постепенно выходит на режим холостого хода. То, что пороги срабатывания при росте оборотов и их снижении разные (это называется «гистерезис»), обеспечивает устойчивость работы двигателя.
Исполнительным элементом ЭПХХ является электромагнитный клапан (ЭМ-клапан), запорная игла которого перекрывает подачу топлива через жиклер холостого хода карбюратора. Включение и выключение ЭМ-клапана осуществляет блок управления ЭПХХ.
Блок управления ЭПХХ (маркировка для ВАЗ-21213 «5013») расположен под капотом на передней стенке салона над аккумулятором — черная пластмассовая коробочка с разъемом и подключенным к нему жгутом. Обороты двигателя (для порогов 1900 и 2100 об/мин) он определяет по сигналу на первичной обмотке катушки зажигания, а то, что педаль газа отпущена — по концевому выключателю (зеленый провод с фишкой, идущий из района правого переднего угла карбюратора). Подробнее о блоке управления рассказано ниже.
ЭМ-клапаны в продаже я встречал трех типов. Тот, на который одето тонкое резиновое колечко круглого сечения — не наш, это для карбюраторов семейства «Озон». Для «Солекса» нужно покупать клапан с резиновой прокладкой в виде трубки высотой 6 мм. Лучше брать «толстый» с диаметром хвостовой части
20 мм (обмотка из более толстого провода), но можно и тонкий (
13 мм).
Качество этих ЭМ-клапанов просто аховое. В конференции был описан случай, когда из двух десятков клапанов был отобран только один (! ) исправный. Поэтому лучше подбирать его прямо около магазина, заранее договорившись о замене. При продаже их нередко проверяют на щелчок от стоящего у продавца аккумулятора, но один-два щелчка говорят только о целостности обмотки электромагнита. А как он будет вести себя на машине — совсем другое дело. Например, после установки в карбюратор игла может застревать в жиклере.
Жиклер холостого хода согласно «Руководству по техническому обслуживанию и ремонту» должен иметь маркировку «39». В книге А. С. Тюфякова «Карбюраторы семейства «Солекс» указан диапазон 39-44. Чем больше номер, тем больше диаметр центрального отверстия жиклера и выше предельные обороты ХХ. Реально мне встречались в карбюраторах Нивы жиклеры 39, 40 и 41.
2. Установка ЭМ-клапана
Очень важно правильно установить ЭМ-клапан на карбюратор. Популярное заблуждение: якобы его можно завинчивать только рукой. Первый раз я это услышал, когда был еще начинающим нивоводом, от немолодого мастера в весьма солидном автосервисе и потом долго пребывал в этом заблуждении. Не верьте! Слабо затянутый клапан, болтающийся в резьбе, плохо сжатая резинка и, как следствие, подсос воздуха и обеднение смеси — одна из причин неустойчивых оборотов холостого хода.
Ошибочна также методика, предложенная в статье «Капризный клапан» из журнала «За рулем»: «Положим, двигатель работает на холостом ходу при отключенном электропитании клапана. Не спеша доворачивайте его: пока смесь нормализуется, обороты увеличиваются, а когда мотор заглохнет, значит, клапан затянут. После этого пустите двигатель и, подключая и отключая провод, убедитесь в том, что клапан действительно работает». Дело в том, что мотор заглохнет, когда конец жиклера только начал входить в посадочное место в карбюраторе, но еще не дошел до конца.
Иногда эту рекомендацию дополняют: «После этого при необходимости доверните ЭМ-клапан еще на один оборот». А вот это уже опасно. Если ЭМ-клапан перетянуть, можно, во-первых, испортить жиклер хх, во-вторых, испортить посадочное место, куда входит жиклер, в-третьих, сорвать резьбу в крышке карбюратора. Результаты: в первом случае — жиклер просто меняется на новый, во втором — замена крышки карбюратора, в третьем — замена или ремонт крышки (рассверлить и поставить резьбовую втулку).
В «Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту» указан момент 0, 4 кГ*м (3, 68 Н*м). Для диаметра корпуса клапана 20 мм усилие должно быть 40 кГ, а при 13 мм — 61, 5 кГ. Пальцами так не у всякого получится. А на ключе длиной, скажем, 15 см — 2, 5 кг это нормально.
В уже упомянутой книге Тюфякова написано: «Клапан должен быть плотно, до полного вдавливания резинового уплотнительного кольца в дистанционную трубку, завернут в крышку».
Самую правильную методику описал в конференции Dimka. Нужно снять с ЭМ-клапана резиновый уплотнитель, без усилия ввинтить рукой до упора, считая обороты и запомнить, в каком положении оказался контакт. Затем одеть резинку, завинтить сначала рукой, затем ключом на 13 — до того же положения, не дальше. Добавлю, что при заведенном двигателе ЭМ-клапан можно чуть-чуть отвернуть (не более 120 градусов), добиваясь максимальных оборотов.
3. Контроль работоспособности и типичные неисправности
Работоспособность ЭМ-клапана сначала проверяют на заглушенном двигателе при включенном зажигании, снимая и одевая провод, идущий к его контакту. При этом должен быть хорошо слышен щелчок. У меня было так, что один раз из нескольких десятков ЭМ-клапан не срабатывал — заедало запорную иглу в жиклере.
Если щелчков нет, нужно снять с установленного в карбюратор ЭМ-клапана провод от блока управления и соединить контакт ЭМ-клапана другим проводом напрямую с плюсовой клеммой аккумулятора. Появление щелчков указывает либо на обрыв провода в жгуте между ЭМ-клапаном и блоком управления, либо на плохой контакт в разъеме, либо на неисправность блока управления. Отсутствие щелчков говорит о неисправности ЭМ-клапана.
На заведенном двигателе (холостой ход) при снятии провода с контакта ЭМ-клапана, двигатель должен заглохнуть. Если этого не происходит, нужно повторить установку ЭМ-клапана в карбюратор. Бывает, что щелчки есть, а игла не полностью выходит из электромагнита. Возможно также, что карбюратор неправильно отрегулирован, и питание двигателя на хх осуществляется в обход системы холостого хода — за счет приоткрытой заслонки первой камеры. На это указывает также отсутствие реакции (изменения оборотов хх) при вращении винтов качества и количества смеси.
Нередко засоряется жиклер холостого хода. Его центральное отверстие можно прочистить проволочкой от многожильного медного монтажного провода, промыть ацетоном или аэрозольным очистителем карбюратора и продуть. Жиклер должен плотно удерживаться в клапане. Иногда для этого нужно немного разогнуть его хвостовую часть, вставив лезвие ножа в прорезь.
Необходимо внимательно осмотреть запорную иглу клапана. Если на ней обнаружены заусенцы или облой — нужно прошлифовать иглу.
Проверка работоспособности блока управления ЭПХХ хорошо описана в «Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту» (схема проверки — рис. 7.41). Хочу подчеркнуть: ни в коем случае нельзя использовать вместо вольтметра контрольную лампу. Выходная цепь блока не рассчитана на ток контрольной лампы, и практически однозначно выйдет из строя.
Отдельно нужно проверить замыкание контакта концевого выключателя карбюратора при отпущенной педали газа. Он может быть замаслен и забит грязью.
Несколько раз «плавание» оборотов хх у меня происходило из-за резинового уплотнителя ЭМ-клапана. Резинка расслаивалась, начинался подсос воздуха, смесь обеднялась и обороты падали. Иногда при движении чуть-чуть ощущался запах бензина — при его появлении я уже знал, что нужно менять резинку. Лучше всего стоят «родные» уплотнители — которые при сборке карбюратора устанавливает ДААЗ. Из тех, что мне попадались в продаже, красные более бензостойкие, чем черные. Известны случаи, когда подсос воздуха шел через корпус клапана — трещины в эпоксидке вокруг клеммы или просто плохое уплотнение. (ALER, 24.04.01.)
Блок управления ЭПХХ карбюратора ВАЗ-21213
В блоке используется микросхема КР1086СС1, содержащая кварцевый тактовый генератор, делитель частоты и частотомер. Ключевой транзистор типа КТ 837.
Одна из наиболее часто встречаемых неисправностей — падение оборотов ХХ до нуля после перегазовки. Если карбюратор, клапан ХХ исправны, а блок выдает импульсы управления клапаном, то необходимо добавить дополнительный электролитический конденсатор не менее 47 мкф (как показано на рисунке красным цветом). Можно так же добавить керамический конденсатор емкостью не менее 0, 33 мкф (правый). Это обусловлено рядом причин:
В бортовой сети присутствуют импульсные помехи доходящие до 150 — 200 вольт от системы зажигания, особенно во влажную погоду.
В момент подачи напряжения на клапан появляется местный бросок напряжения несмотря на то, что катушка клапана шунтируется диодом.
Такая доработка в моем случае позволила избавиться от неприятного падения оборотов после резкого сброса газа.
#топливо Автоклуб ИЖ.2126.RU: ЭПХХ карбюратора ВАЗ-21213 Очень часто нарушения нормальной работы двигателя на холостом ходу (хх) связаны с неисправностями ЭПХХ — экономайзера принудительного холостого хода. Здесь собран мой собственный опыт и опыт Нивской конф. 2126.ru
Холостой ход. РЕГУЛИРОВКА НА ПРАКТИКЕ + ТЕОРИЯ. — YouTube
Регулировка холостого хода на практике и теория! ˜ Дорогие подписчики! Рекомендуем вам посетить сайт — Здесь вы .
Регулятор холостого хода. Контроль неисправности
Регулятор холостого хода (РХХ) является одним из основных элементов системы управления бензиновых и дизельных двигателей. От его исправной работы зависит равномерность работы двигателя на холостом ходу. При отказе системы регулирования холостого хода возможны ситуации внезапного глушения двигателя на перекрестках, во время движения накатом. В этом случае во время движения многие водители автомобилей с механической коробкой переключения передач прибегают к экстренному запуску двигателя «с наката». Это приводит к преждевременному износу диска сцепления, перегрузкам двигателя. Регулятор холостого хода во время движения активируется постоянно, особенно в городском цикле движения. Поэтому его ресурс невысокий – обычно около 100000 километров. Рассмотрим основные причины отказа регуляторов, способы продления его жизни.
Устройство регуляторов холостого хода
- регулировка обходного канала дроссельной заслонки;
- непосредственное регулирование положения дроссельной заслонки.
- высокая точность;
- малое энергопотребление;
- возможность цифрового управления.
Схема регулирования обходного канала дроссельной заслонки.
Во время работы двигателя на холостом ходу дроссельная заслонка закрывается полностью. Поддержание оборотов происходит за счет подачи воздуха по байпассному (bypass – двигаться в обход), или обходному, каналу. Его пропускание регулируется запорной иглой через червячную передачу шагового двигателя, регулируемого блоком управления двигателя. Поддержание минимальной величины оборотов двигателя обеспечивается предельным закрытием байпассного канала. Обычно величина холостых оборотов составляет от 650 до 900 об/мин.
РХХ с прямым регулированием дроссельной заслонки оставляют небольшую щель для поступления воздуха на холостых оборотах и производят регулирование величины этого зазора.
О величине оборотов двигателя блок управления получает информацию от датчика коленвала либо распредвала. Отдельного датчика холостого хода, как ошибочно полагают отдельные водители, в системе управления обычно нет. Для того чтобы уменьшить нагрузку на РХХ, при нажатии на педаль газа, блок управления двигателя прекращает регулирование холостых оборотов. В качестве регулирующего элемента обычно выступает соленоид. Так как он имеет два состояния (включен-выключен), регулирование его пропускания организуется широтно-импульсным сигналом (ШИМ). Чем шире импульс, тем в течение более длительного времени топливо будет поступать в двигатель, обороты двигателя выше. ШИМ-сигнал обычно имеет звуковую частоту, поэтому часто при включении зажигания в дизельных двигателях часто слышно жужжание в районе топливного насоса высокого давления.
Соленоиды в насосе высокого давления в большинстве случаев управляются полевыми транзисторами большой мощности, установленными непосредственно в электронном блоке на насосе. Они охлаждаются радиаторами, омываемыми дизельным топливом. Если дизтопливо заканчивается, охлаждение уменьшается, транзистор может выйти из строя. Замена транзистора стоит денег. Поэтому ездить на последней капле топлива владельцам дизельных авто крайне не рекомендуется.
- низкие или высокие обороты двигателя;
- изменение оборотов двигателя при движении на холостом ходу;
- на холодном двигателе обычно повышенные обороты, если они не сбрасываются по мере его прогрева – возможно неисправен РХХ;
- внезапная остановка двигателя при переходе на «нейтралку»;
- «плавание» оборотов при включении света, печки, других потребителей.
Конструкция регуляторов холостого хода бензиновых двигателей, местоположение
Регулятор холостого хода с байпассной схемой:
Конструкция в разрезе:
В некоторых случаях регулятор холостого хода можно отремонтировать. В первую очередь, его необходимо снять и промыть иглу (клапан) неагрессивными растворителями. Затем следует посмотреть место разъема, очень часто именно там происходит обрыв обмоток. Чтобы его устранить требуются навыки электрика-монтажника.
Обычно РХХ установлен непосредственно на дроссельной заслонке, его замена не вызывает труда.
Проверка работоспособности РХХ
В современных автомобилях проверку работоспособности следует начинать с компьютерной диагностики. Если она даст ошибку типа «Обрыв цепи, короткое замыкание, регулятор холостого хода», необходимо по схеме прозвонить обмотки регулятора при помощи мультиметра, пользуясь электрической схемой блока управления двигателя. Сопротивление каждой обмотки должно быть в пределах от 20 до 200 Ом. Если обмотки не имеют обрыва, необходимо проверить контакты разъема, провода, подводимые к нему, на предмет обрыва.
Очень часто в РХХ заклинивает шток. Во время включения зажигания шток должен немного перемещаться под действием команд блока управления. Чтобы это проверить, надо демонтировать РХХ, вновь подключить к нему разъем и включить зажигание. Клапан должен передвинуться.
При заклинивании клапана или иглы можно попробовать погрузить в растворитель либо средство для чистки карбюраторов шток РХХ на 15 – 30 минут, затем продуть это место компрессором. Таким образом можно прочистить и байпассный канал.
Более надежная проверка – временная установка заведомо исправного РХХ.
При установке регулятора холостого хода необходимо обратить внимание, чтобы шток не был выдвинут полностью. В этом случае во время дожима винтов возможно повреждение резьбы червячной передачи регулятора и вывод его из строя окончательно.