- Процессуальное право

Земельный налог – порядок расчёта с 1 января 2024 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный налог – порядок расчёта с 1 января 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налог на имущество платят владельцы жилых помещений (комнат, квартир, домов), апартаментов, гаражей, машино-мест, офисов, других зданий и сооружений. Срок уплаты имущественного налога — до 1 декабря включительно. Если день выпал на выходные или праздник, срок уплаты налога переносится на следующий за ним рабочий день.

Изменения в ставках налога на имущество

Размер налоговой ставки на имущество устанавливают субъекты РФ, однако максимальная ставка ограничена налоговым кодексом и составляет 2,2 %. Если налоговая база объектов недвижимости определяется на основе кадастровой стоимости, то субъекты РФ могут устанавливать ставку налога, которая не превышает 2 %.

Летние поправки затронули п. 1 ст. 380 НК РФ — добавили новое положение, которое устанавливает максимальную ставку налога, исчисляемого по кадастровой стоимости, для объектов недвижимости, принадлежащих личному фонду на праве собственности. Важно отметить, что это правило будет применяться только к объектам недвижимости, таким как жилые помещения, гаражи и машино-места с кадастровой стоимостью менее 300 млн рублей. Субъекты РФ будут вправе устанавливать размер налоговой ставки, который не превышает пороговый уровень — 0,3 %.

Пример расчёта земельного налога

Чтобы рассчитать земельный налог для юридических лиц, надо иметь следующие данные:

  • кадастровую стоимость участка;
  • ставку, которая применяется в муниципальном образовании в отношении этой категории земель;
  • срок владения.

Для организаций, которые владели участком неполный календарный год, применяются нормы п. 7 статьи 396 НК РФ:

  • если право на участок зарегистрировано в период с 1 по 15 число включительно, месяц засчитывают, как полный;
  • если право получено после 15-го числа, этот месяц в расчёт налога не принимается.

Пример

У организации есть два земельных участка, которые находятся в собственности полный 2023 год. Кадастровая стоимость одного – 2 674 560 рублей, применяется пониженная региональная ставка 1,2%. Кадастровая стоимость второго – 10 342 890 рублей, ставка 0,3%.

Рассчитаем налог по этим данным:

  • первый участок: 2 674 560 * 1,2% = 32 095;
  • второй участок: 10 342 890 * 0,3% = 31 029;
  • всего: 63 124 рубля.

Поскольку в муниципальном образовании установлены отчётные периоды, годовая сумма делится на 4 части по 15 781 рублей. Авансы перечисляются по окончании первого, второго, третьего квартала, а оставшаяся часть должна быть уплачена не позже 28 февраля 2024 года.

Изменения в законодательстве, касающиеся уплаты земельного налога, были приняты 31.07.23 отдельными положениями из ФЗ № 389. Все они вступают в силу единовременно, начиная с 1 января.

Какие изменения были утверждены:

  • налоговая база на недвижимость будет рассчитываться как доля кадастровой стоимости земельного участка по пропорции конкретной части, если последняя занята жилищным фондом или объектами из числа инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального назначения, хотя изначально не относится к их числу (п. 2 ст. 391 ФЗ № 389);
  • размер налогового платежа и аванса формируется по сведениям органов, которые ведут кадастровый учет и занимаются регистрацией прав на недвижимость, а также по иной информации, предоставленной в ФНС по действующему законодательству, юридические лица при этом производят расчет самостоятельно (п. 2 ст. 396 ФЗ № 289);
  • исчисление налога на землю, осуществляющееся на основании сведений, предоставленных органами по контролю земельного имущества, производится по новым порядкам (ст. 396 ФЗ № 389).

Юридических лиц также затронут и другие изменения, связанные с работой налоговой. С ними можно ознакомиться отдельно.

Беззаявительный порядок освобождения от налога на имущество (и не только)

Беззаявительный порядок освобождения от налога на имущество организаций позволяет значительно упростить процедуру налогообложения и снизить административную нагрузку на предприятия. Это значит, что предпринимателю не нужно будет заполнять и подавать отдельное заявление на освобождение от налога на имущество, а вместо этого он автоматически будет освобожден от уплаты данного налога.

Читайте также:  Оценка потребительских свойств товаров

Такое нововведение позволяет предприятиям сэкономить время и ресурсы, которые ранее тратились на процедуру подачи заявления и следующих за ней проверок со стороны налоговых органов. Вместо этого, предпринимателям будет достаточно соблюдать условия, установленные законодательством, чтобы автоматически быть освобожденными от уплаты налога на имущество.

В целом, беззаявительный порядок освобождения от налога на имущество организаций является положительным шагом в развитии бизнеса и упрощении налоговых процедур. Однако, необходимо учитывать, что данный порядок применим только в определенных случаях и при соблюдении определенных условий. Поэтому предпринимателям следует быть внимательными и внимательно изучать законодательство, чтобы не упустить возможность освобождения от налога на имущество.

Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa

Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa

  • B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
  • Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
  • Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
  • Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).

Расчёт и уплата налога

Обязанность по расчёту земельного налога возложена на налогоплательщика. Он должен самостоятельно рассчитать налог, исходя из кадастровой стоимости объекта и налоговой ставки, действующей в регионе на землю соответствующего назначения.

Платёжные реквизиты для земельного налога

Коды бюджетной классификации для уплаты земельного налога и пени для юридических лиц различаются, в зависимости от расположения объектов налогообложения в границах:

  • городов федерального значения;
  • городских округов;
  • городских округов с внутригородским делением;
  • межселенных территорий;
  • сельских поселений;
  • городских поселений;
  • внутригородских районов.

Изменение порядка расчета налоговой базы

Согласно новым изменениям, внесенным в законодательство о земельном налоге, с 2024 года будет изменен порядок расчета налоговой базы для физических и юридических лиц.

В соответствии с новыми нормами, налоговая база будет устанавливаться на основе кадастровой стоимости земельных участков, установленной государственным кадастровым агентством. Кадастровая стоимость определяется на основе характеристик участка, таких как его площадь, местоположение, назначение и другие параметры.

Также будет установлен коэффициент, который будет применяться к кадастровой стоимости земельного участка. Данный коэффициент будет учитывать различные факторы, влияющие на стоимость земли, такие как наличие коммуникаций, доступность дорог, близость к населенным пунктам и другие.

Порядок расчета налоговой базы также будет зависеть от категории земельного участка. Для земель сельскохозяйственного назначения будет установлен один коэффициент, для земель промышленного назначения — другой, а для земель жилой застройки — третий.

Стоит отметить, что новые изменения в законодательстве о земельном налоге также предусматривают установление льгот для определенных категорий налогоплательщиков. Например, для граждан, которые получают доходы только от сдачи в аренду земельных участков, будет установлена льготная ставка налога.

В случае возникновения споров между налогоплательщиком и государственной налоговой инспекцией по вопросам расчета налоговой базы, налогоплательщик имеет право обратиться в судебный орган для защиты своих прав и интересов.

Таким образом, введение новой системы расчета налоговой базы в земельном налоге с 2024 года предусматривает комплексные изменения в отношении установления налоговой базы, внесение новых коэффициентов, установление льгот для определенных категорий налогоплательщиков и усиление правовой защиты налогоплательщиков.

Возможность участия в инвестиционных проектах

Согласно новым изменениям в земельном налоге, введенным Законом № 389-ФЗ, налогоплательщики получают возможность участвовать в инвестиционных проектах, которые направлены на развитие и модернизацию территорий.

Судя по новым правовым нормам, физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут быть исключены из участия в инвестиционных проектах, если они не выполняют свои обязательства перед государством или нарушают законодательство.

Читайте также:  Родственный обмен квартиры на квартиру: документы и налоги

Однако, если налогоплательщики участвуют в инвестиционных проектах, то они получают законную возможность влиять на изменения в земельном налоге и других налоговых сборах. При этом, стоимость земельных участков, используемых в инвестиционном проекте, определяется на основании кадастровой стоимости, учитывая влияющие факторы, такие как местоположение и нахождение участка.

Новая система определения стоимости земли позволяет участникам инвестиционных проектов получать налоговые льготы и снижать налоговые обязательства. Например, если стоимость земли по кадастровой стоимости превышает 4 миллиона рублей, то налоговый период по земельному налогу увеличивается до 4 лет. Таким образом, участники инвестиционных проектов имеют возможность сэкономить на налогах и использовать эти средства на развитие своего бизнеса.

Однако, для участия в инвестиционных проектах необходимо соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством. Например, участник должен иметь определенный опыт и квалификацию, а также обладать достаточными финансовыми ресурсами для реализации проекта.

Таким образом, новые изменения в земельном налоге предоставляют возможность участия в инвестиционных проектах, которые помогут развитию территорий и экономики страны. Это позволяет налогоплательщикам получать налоговые льготы и снижать налоговые обязательства, а также активно влиять на изменения в законодательстве и налоговой политике.

Изменения в налоговом периоде по земельному налогу

Согласно новому закону, налоговый период по земельному налогу будет считаться с 1 января по 31 декабря каждого года. Это означает, что налогоплательщик будет платить налог по земельным участкам, занятым им на начало года, за весь год, независимо от времени их использования.

Следующим важным изменением касательно налогового периода является введение возможности уплаты земельного налога в недвижимости как авансовых платежей. Таким образом, налогоплательщик может учесть свои расчеты по земельному налогу в рамках авансового налогового платежа, который рассчитывается и уплачивается в течение года.

Важно отметить, что в случае, если налогоплательщик решил воспользоваться возможностью уплаты земельного налога в недвижимости в виде авансовых платежей, он должен подать заявление в налоговый орган до 1 марта текущего года.

Однако, следует учесть, что данная возможность применяется только для объектов недвижимости, которые не используются в коммерческих целях, например, для жилищного или транспортного назначения. В случае использования объектов недвижимости в коммерческих целях, налогоплательщик обязан уплачивать земельный налог в полном объеме на основании расчетов, проводимых в конце налогового периода.

Кроме того, новый закон предусматривает изменение ставок земельного налога. В зависимости от категории земельного участка и его назначения, налоговые ставки могут быть различными. Например, для жилищных и транспортных участков могут быть установлены различные ставки.

Также, законодательные изменения вносят некоторые льготы и устранения для налогоплательщиков. Например, федеральный закон № 389-ФЗ предусматривает возможность применения льготных налоговых ставок для объектов, находящихся в лизинге. В таком случае, налог на землю рассчитывается исходя из льготной ставки, установленной для земельных участков, на которых размещается лизинговое имущество.

Изменения в налоговом периоде по земельному налогу также отражаются на порядке расчетов и уплаты налога. Например, налогоплательщик должен предоставить в налоговый орган сведения о занятых им земельных участках, включая информацию о площади и категории земли. Для этого можно использовать специальные формы, предоставляемые налоговыми органами.

Таким образом, с 2024 года налогоплательщикам необходимо учесть изменения в налоговом периоде по земельному налогу, а также принять во внимание новые ставки и льготы, предусмотренные федеральным законом № 389-ФЗ. Это позволит правильно и своевременно произвести расчеты и уплату данного налога в соответствии с действующим законодательством.

Возможности отсрочки или рассрочки оплаты налогов в 2024 году

В 2024 году у физических лиц есть возможность получить отсрочку или рассрочку при оплате налогов. Это предоставляет дополнительное время для уплаты налогов и помогает снизить нагрузку на бюджет.

Отсрочка позволяет отложить платеж по налогам на определенный срок. Чаще всего, такая возможность предоставляется в случае трудностей с финансовой ситуацией или временной недоступности денежных средств. При этом, вам все равно необходимо будет оплатить налоги, но вы получите дополнительное время для этого.

Рассрочка предполагает разделение суммы налогов на несколько частей, которые необходимо оплатить в определенные сроки. Это удобно, если у вас нет возможности сразу оплатить всю сумму, но вы способны выплачивать налоги постепенно.

Обратите внимание, что отсрочка или рассрочка оплаты налогов не является автоматическими. Вам необходимо обратиться в налоговые органы и подать соответствующее заявление. Оно будет рассмотрено специалистами, и вам будет сообщено о решении.

Если ваша заявка будет одобрена, то вам будут предоставлены новые сроки оплаты и условия, которые необходимо соблюдать. Процесс отсрочки или рассрочки может варьироваться в зависимости от региона и налогового законодательства.

Читайте также:  Нормативы на холодную воду без счетчика 2023 Самара

Не забывайте, что отсрочка или рассрочка не означает освобождения от уплаты налогов. Все налоговые обязательства должны быть выполнены, иначе могут быть наложены дополнительные штрафы и санкции.

В целом, возможность получить отсрочку или рассрочку при оплате налогов в 2024 году предоставляет дополнительные гибкости и помогает снизить финансовую нагрузку на налогоплательщиков.

Определение налоговой ставки

Определение налоговой ставки для земельного налога является одним из основных моментов налогового регулирования. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в процентах к кадастровой стоимости земельных участков.

На основе налоговой ставки производится расчет суммы земельного налога, которую должен уплатить плательщик. Налоговая ставка может быть разной для разных категорий земельных участков, в зависимости от их назначения и использования.

Определение налоговой ставки осуществляется в соответствии с законодательством и может быть изменено в ходе бюджетного процесса. Новые ставки могут быть установлены в результате принятия федеральных законов или решений органов местного самоуправления.

Установление налоговой ставки для земельного налога требует учета ряда факторов, таких как:

  • категория земельного участка;
  • назначение земли;
  • площадь земельного участка;
  • местоположение земли;
  • кадастровая стоимость земельного участка.

Основные параметры, учитываемые при определении налоговой ставки, указаны в Земельном кодексе Российской Федерации и других нормативных актах. Применяемые налоговые ставки могут различаться в зависимости от субъекта Российской Федерации и уровня налогообложения.

Плательщик земельного налога должен узнать налоговую ставку для своего участка и учитывать ее при расчете суммы налога. Для этого необходимо обратиться к главе управляющей организации или в налоговую инспекцию.

Объекты для налогообложения земельным налогом включают в себя земельные участки, используемые для сельскохозяйственного производства, строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и других целей.

Изменения в порядке освобождения от уплаты налога

В соответствии с новым Земельным кодексом, введенным законом № 389-ФЗ, были внесены изменения в порядок освобождения от уплаты земельного налога. Теперь участки и объекты, которые ранее были освобождены от уплаты налогов, могут быть обязаны уплачивать земельный налог.

Однако, есть несколько случаев, когда участки и объекты все же освобождаются от уплаты налога:

  1. Участки, на которых осуществляется личное подсобное хозяйство или садоводство, в том числе для собственных нужд;
  2. Участки, на которых осуществляется сельскохозяйственное производство;
  3. Участки, на которых расположены объекты культурного наследия;
  4. Участки, на которых расположены объекты государственного или муниципального значения;
  5. Участки, на которых осуществляется безвозмездное пользование землей;
  6. Участки, на которых осуществляется строительство под государственные или муниципальные нужды;
  7. Участки, на которых осуществляется строительство объектов, повышающих экологическую безопасность;
  8. Участки, на которых осуществляется строительство объектов, связанных с обеспечением обороноспособности Российской Федерации;
  9. Участки, на которых осуществляется строительство объектов, связанных с обеспечением безопасности и защитой правопорядка.

Для освобождения от уплаты налога необходимо учесть следующие моменты:

  • Освобождение от уплаты налога применяется только к участкам и объектам, указанным в законе;
  • Участки и объекты, освобожденные от уплаты налога, должны быть зарегистрированы в управляющей организации, которая осуществляет учет земельных участков;
  • Освобождение от уплаты налога не распространяется на случаи, когда участки или объекты сдаются в аренду или используются для коммерческих целей;
  • Освобождение от уплаты налога применяется только при соблюдении сроков и порядка предоставления декларации по земельному налогу;
  • Участки и объекты, освобожденные от уплаты налога, должны учитываться в декларации как налогооблагаемая база с нулевой суммой налога.

Таким образом, новый Земельный кодекс устанавливает новые правила освобождения от уплаты земельного налога, которые регулируются законом № 389-ФЗ. В случае несоблюдения указанных правил и условий, участники и объекты могут быть обязаны уплачивать земельный налог.

Что делать в случае несогласия с расчетами ИФНС

Для того, чтобы доказать свою правоту бухгалтеру потребуется собрать определенный пакет документов.

Во-первых, должна быть бухгалтерская справка, где отражен расчет земельного налога и платежные поручения, которые подтверждают оплату авансовых платежей.

Также потребуются документы, подтверждающие право собственности на земельные участки. Дополнительным аргументом будет местный нормативный акт, в котором устанавливаются ставки земельного налога.

Весь пакет с сопроводительным письмом, в котором выражено несогласие плательщика с размером начислений, следует направить по почте в ИФНС.

У налоговой будет 30 дней на рассмотрение претензии и подготовку ответа. Если решение будет положительным и ИФНС скорректирует свой расчет, то об этом придет соответствующее сообщение. В противном случае свою правоту придется доказывать в суде.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *