A4taxi.ru

Бесплатное обслуживание автомобиля
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задний мост трактора Беларус МТЗ-82. 1

Задний мост трактора Беларус МТЗ-82.1

Задний мост трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 представленный на рисунке состоит из следующих элементов: главной передачи; дифференциала; конечных передач.

Рис.55. Задний мост Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2

1 – шестерня ведущая конечной передачи правая; 2 – шайба сателлита; 3 – крестовина дифференциала; 4 – сателлит; 5 – корпус дифференциала; 6 – шестерня ведомая главной передачи; 7 – гайка крепления ведомой шестерни; 8 – пластина стопорная; 9 – крышка корпуса дифференциала; 10 – роликоподшипник конический; 11 – болт призонный; 12 – шестерня ведущая конечной передачи левая; 13 – шестерня ведомая конечной передачи; 14 – подшипник; 15 – крышка люка; 16 – корпус заднего моста; 17 – рукав полуоси; 18 – диск соединительный с накладками в сборе; 19 – диск промежуточный; 20 – пружина; 21 – диск отжимной; 22 – диск нажимной; 23 – полуось; 24 – манжета; 25 – крышка рукава; 26 – подшипник; 27 – крышка механизма блокировки дифференциала; 28 – крышка диафрагмы; 29 – диафрагма; 30 — переходник; 31 – вал блокировочный в сборе; 32 – манжета; 33 – кожух; 34 – корпус блокировочной муфты; 35 – крышка стакана; 36 – подшипник; 37 – стакан подшипников; 38 – регулировочные прокладки; 39 – шайба опорная; 40 –
шестерня полуосевая; 41 – шестерня ведущая главной передачи; 42 – вал вторичный коробки передач; 43 – крышка заднего моста.

Главная передача заднего моста Беларус МТЗ-82.1, 80.1 представляет собой пару конических шестерен со спиральными зубьями.

Ведущая шестерня главной передачи 41 посажена на шлицевой хвостовик вторичного вала 42 коробки передач, а ведомая шестерня главной передачи 6 прикреплена к фланцу корпуса дифференциала 5 с помощью двенадцати полупризонных болтов.

Конические роликовые подшипники 10 должны быть отрегулированы с натягом.

Усилие, приложенное к наружному торцу зубьев ведомой шестерни 6 главной передачи для проворачивания дифференциала в подшипниках должно быть в пределах от 30 до 50 Н при замере после проворота дифференциала на 4-5 полных оборота.

При затяжке подшипников дифференциал необходимо периодически проворачивать.

Регулировку главной передачи заднего моста Беларус МТЗ-82-1, 80-1 производить в следующем порядке:

— установить под фланец правого стакана два набора регулировочных прокладок, после чего затянуть болты моментом от 80 до 100 Н·м;

— подбирая регулировочные прокладки 38 под фланец левого стакана подшипников 37 установить требуемый натяг в подшипниках.

Боковой зазор в главной передаче в зацеплении шестерен должен быть от 0,2 до 0,55 мм но не более 0,25 мм на одну пару. Боковой зазор в зацеплении проверяют индикатором, действующим на зуб ведомой шестерни не менее чем в трех ее положениях.

Прилегание зубьев (контакт) должно быть не менее чем на 50% поверхности зуба. Расположение отпечатка должно быть в средней его части или ближе к вершине конуса.

При неудовлетворительном отпечатке необходимо проверить установку ведущей шестерни и подрегулировать ее положение. Регулировка шестерен должна производиться только после регулировки конических роликоподшипников.

Дифференциал заднего моста трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 состоит из корпуса 5 и крышки 9, крестовины 3, четырех шайб сателлитов 2, двух полуосевых шестерен 40 и двух опорных шайб 39 полуосевых шестерен.

Корпус и крышка дифференциала соединяются восемью призонными болтами 11, которые от проворачивания попарно стопорятся контровочной проволокой. Отверстия под установку крестовины обрабатываются после сборки корпуса с крышкой дифференциала.

Поэтому на корпусе и крышке дифференциала производится маркирование путем нанесения одного и того же порядкового номера. Пи сборке дифференциала необходимо совмещать эти номера на сопрягаемых деталях.

Зубья сателлитов 4 находятся в постоянном зацеплении с обеими полуосевыми шестернями 40. Полуосевые шестерни при помощи шлицев соединены с ведущими шестернями конечных передач 1 и 12. Под торцами полуосевых шестерен установлены шайбы 39 из твердой оловянистой бронзы. Эти шайбы от проворачивания зафиксированы своими выступами в корпусе и крышке дифференциала.

Для повышения крутящего момента и передачи вращения от дифференциала к ведущим колесам трактора Беларус МТЗ-82-1, 80-1 служат конечные передачи, которые представляют собой две пары цилиндрических шестерен с прямыми зубьями и расположены с правой и левой стороны заднего моста.

Ведущие шестерни конечных передач 1 и 12 выполнены за одно целое со шлицевыми валами и установлены на двух подшипниках 36 в расточках стаканов 37.

Один шлицевой конец шестерен 1 и 12 соединен с полуосевыми шестернями дифференциала, другой используется для установки соединительных дисков 18 тормоза.

Под фланцами стаканов 37 установлены регулировочные прокладки 38 толщиной 0,2 и 0,5 мм. Этими прокладками регулируется зазор в роликовых конических подшипниках 10 дифференциала и боковой зазор между зубьями шестерен главной передачи.

Ведомые шестерни конечных передач 13 установлены на шлицах полуосей 23, каждая из которых вращается на двух шарикоподшипниках 14 и 26. Крышками 25 полуоси фиксируется в осевом направлении через подшипники 26.

Читайте так же:
Как правильно отрегулировать карбюратор на бензопиле хускварна 5200

Регулировки, техническое обслуживание и ремонт тракторов

Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

Задний мост трактора МТЗ-82 служит для передачи крутящего момента от продольно расположенного вторичного вала коробки передач через главную передачу (редуктор) и дифференциал на конечные передачи и полуоси, на которых закреплены ступицы ведущих колес.

Все механизмы заднего моста МТЗ-82 размещены в чугунном корпусе, к передней стенке которого прикреплена коробка передач, а к задней — редуктор заднего ВОМ, кронштейн механизма навески и буксирное устройство.

В расточках боковых стенок корпуса вставлены и прикреплены к стенкам болтами стаканы ведущих шестерен конечных передач, кожухи тормозов и рукава задних полуосей. Сверху корпус закрыт крышкой из стального листа.

Главная передача редуктора заднего моста МТЗ-82 представляет собой пару конических шестерен со спиральным зубом. Передаточное число этой пары — 3,42 (41:12).

Ведущая шестерня 41 (рис. 5) установлена консольно на шлицевом конце вторичного вала 42 коробки передач и фиксируется гайкой, навернутой на резьбовой хвостовик вала.

Ведомая шестерня редуктора заднего моста МТЗ-82 прикреплена к фланцу корпуса дифференциала болтами и гайками 7, которые попарно контрятся отгибными пластинами 8.

Рис. 5. Задний мост МТЗ-82

1 и 12- ведущие шестерни конечных передач; 2 — шайба сателлита; 3 — крестовина дифференциала; 4 — сателлит; 5 — корпус дифференциала; 6 — ведомая шестерня главной передачи; 7 — гайка ведомой шестерни; 8 — стопорная пластина; 9 — крышка корпуса дифференциала; 10 — конический подшипник; 11 — болт; 13 — ведомая шестерня конечной передачи; 14, 26 и 36 — подшипники; 15 — крышка люка; 16 — корпус заднего моста, 17- рукав полуоси; 18- соединительный диск; 19 — промежуточный диск; 20 — пружина; 21- отжимной диск; 22 — нажимной диск; 23 — полуось; 24 и 32 — манжеты; 25 — крышка; 27 — крышка механизма блокировки; 28 — крышка диафрагмы; 29 — диафрагма; 30 — переходник; 31 — блокировочный вал; 33 — кожух; 34 — корпус
муфты блокировки; 35 — крышка стакана; 37-стакан подшипников; 38 — регулировочные прокладки; 39 — опорная шайба; 40- полуосевая шестерня; 41 — ведущая шестерня главной передачи; 42 — вторичный вал коробки передач; 43 — крышка заднего моста.

Дифференциал заднего моста МТЗ-82 представляет собой планетарный механизм, предназначенный для распределения подводимого крутящего момента между полуосями и обеспечения вращения ведущих колес с различной частотой на поворотах и на участках пути, имеющих неровности.

На повороте колеса перемещаются по дугам разной длины. Если бы колеса были закреплены на сплошной оси, а следовательно, вращались с одинаковой частотой, то их перемещение сопровождалось бы проскальзыванием относительно грунта и закручиванием общей оси. Поэтому ведущие колеса устанавливают на отдельных полуосях, соединяя их дифференциалом.

Дифференциал заднего моста МТЗ-82 состоит из корпуса 5, крышки 9, крестовины 3, сателлитов 4 и полуосевых шестерен 10. Крестовина закреплена между корпусом и крышкой.

Отверстия под цапфы крестовины и под призонные болты II, которыми стягиваются корпус и крышка, выполняются при совместной обработке собранных в одно целое корпуса и крышки дифференциала.

Поэтому обе детали маркируются одинаковым номером. Разукомплектовывать корпус и крышку нельзя, а при сборке дифференциала нужно совмещать эти номера на сопрягаемых деталях. На крестовину 3 надето четыре сателлита с опорными шайбами 2.

Сателлиты постоянно зацепляются с двумя полуосевыми шестернями 40, ступицы которых вставлены в расточки корпуса и крышки дифференциала, а внутренними шлицами соединены с валами ведущих шестерен I к 12 конечных передач.

Собранный дифференциал заднего моста МТЗ-82 вращается на двух конических роликовых подшипниках 10, установленных внутренними обоймами на корпус 5 и крышку 9, а наружными — в расточки стаканов 37.

Техническое обслуживание заднего моста МТЗ-82 заключается в регулярной проверке и подтяжке наружных крепежных соединений, своевременной доливке и смене масла (согласно таблице смазки), регулировке отдельных механизмов и т. д.

Зубчатое зацепление и конические роликовые подшипники редуктора главной передачи и дифференциала заднего моста МТЗ-82 в процессе эксплуатации, как правило, регулировать не требуется. Необходимость в регулировке возникает при замене деталей и ремонтах.

Для получения доступа к главной передаче необходимо проводить очень трудоемкие операции по демонтажу узлов и механизмов.

Поэтому регулировки главной передачи, в том числе подшипников вторичного вала коробки передач, на котором установлена ведущая шестерня главной передачи, должны выполняться особенно тщательно, чтобы гарантировать бесперебойную работу трактора до его ремонта.

В подшипниках дифференциала не должно быть осевого зазора. Допускается натяг не более 0,1 мм при усилии, приложенном к наружному торцу зубьев ведомой шестерни главной передачи для проворачивания дифференциала в подшипниках, 30. 50 Н (3. 5 кгс).

Регулируют подшипники дифференциала заднего моста МТЗ-82 прокладками 38 (рис. 5), которые ставят между боковыми стенками корпуса моста и стаканами ведущих шестерен. Толщина прокладок 0,2 и 0,5 мм.

Читайте так же:
Регулировка реле давления pt 5sk

Ведомая шестерня главной передачи редуктора заднего моста МТЗ-82 при работе прижимается к правому подшипнику дифференциала. Поэтому, чтобы не нарушить ее зацепления при регулировке подшипников, нужно уменьшить толщину регулировочных прокладок 38 только левого борта.

Облегчая поворот трактора, дифференциал может ухудшать его тяговые качества. Например, когда сцепление одного колеса на скользком грунте недостаточно, другое колесо, хотя и имеет лучшее сцепление с почвой, не сможет его реализовать и развить большую силу тяги, чем колесо на скользком грунте.

Чтобы устранить этот недостаток, на тракторе МТЗ-82 введен механизм автоматической блокировки дифференциала, который позволяет обеспечивать колесам разные по величине тяговые усилия.

Автоматическая блокировка дифференциала (АБД) трактора МТЗ-82 состоит из исполнительного механизма, выполненного в виде фрикционной муфты, установленной на валу левой ведущей шестерни 12 конечной передачи, и механизма управления, куда входит датчик с краном управления и редукционным клапаном, которые расположены в гидроусилителе рулевого управления.

Гидросистема усилителя связана с муфтой блокировки маслопроводами. Управление краном датчика блокировки, который имеет три позиции, осуществляется из кабины.

Ведущий и ведомый диски муфты блокировки дифференциала МТЗ-82 соответственно соединены с шлицами наружного конца левой ведущей шестерни 12 конечной передачи и пазами корпуса муфты блокировки.

С корпусом муфты жестко связан блокировочный вал 31, который проходит через внутреннее отверстие ведущей шестерни 12 и шлицевым концом соединен с крестовиной дифференциала.

При подаче рабочей жидкости (масла) под давлением от гидроусилителя рулевого управления в полость между крышкой 28 и диафрагмой 29 усилие через нажимной диск 22 передается на диски муфты.

Сжатые диски за счет сил трения объединяют левую ведущую шестерню 12, связанную с ней шлицами левую полуосевую шестерню дифференциала, блокировочный вал 31 и крестовину.

В результате этого дифференциал блокируется, то есть уподобляется сплошной оси, так как сателлиты не могут проворачиваться относительно полуосевых шестерен.

Рукоятки управления АБД в кабине и кран датчика на гидроусилителе рулевого управления трактора МТЗ-82 имеют три положения: первое положение — АБД выключено, второе — АБД включено, третье — принудительная блокировка дифференциала.

При выключенной АБД масло к диафрагме не подается, диски муфты не сжаты и разблокированный дифференциал работает, как обычный.

При втором положении обеспечивается автоматическое включение и отключение блокировки в зависимости от положения передних управляемых колес: при повороте колес на угол более 13° от прямолинейного движения АБД отключается, при меньшем угле поворота, а следовательно, и при прямолинейном движении — включается.

Блокировкой дифференциала целесообразно использовать на полевых работах. Особенно она эффективна на пахоте и при работе на склонах. На этих работах АБД не только снижает буксование трактора МТЗ-82, но и способствует поддержанию прямолинейного движения.

Принудительное блокирование применяется только кратковременно для преодоления очевидных дорожных препятствий, когда по условиям движения угол поворота управляемых колес может превышать 13°.

Конечные передачи моста МТЗ-82 — последняя ступень трансмиссии, передающей вращение и крутящие моменты от главной передачи и дифференциала к ведущим колесам.

Каждая конечная передача представляет собой одноступенчатый редуктор с парой цилиндрических прямозубых шестерен, имеющих передаточное число 5,308 (69 :13).

Ведущие шестерни 1 и 12 выполнены как одно целое с валом, на обоих концах которого нарезаны шлицы. Одним концом вал соединен с полуосевой шестерней дифференциала, другим — с соединительными дисками 18 тормозов. Левая ведущая шестерня 12 связана наружным шлицевым хвостовиком также и с дисками муфты блокировки дифференциала.

Соединительные диски тормозов и муфты блокировки трактора МТЗ-82 унифицированы. Каждая ведущая шестерня вращается на двух роликовых цилиндрических подшипниках 36, внутренние обоймы которых посажены непосредственно на вал, а наружные — в расточки стаканов 37.

Левая ведущая шестерня 12 в отличие от правой удлинена и имеет сквозное отверстие, через которое проходит вал 31 блокировки дифференциала.

Ведомые шестерни 13 установлены на шлицы полуосей 23 задних колес. Каждая полуось трактора МТЗ-82 вращается на двух одинаковых шариковых подшипниках 14 и 26, один из которых устанавливается в расточке перегородки корпуса моста, другой -в расточке рукава 17 полуоси.

От осевых перемещений полуоси с подшипниками удерживаются крышкой 25 и стопорным кольцом. Полуоси уплотняются самоподжимной манжетой 24, установленной в крышке 25.

На выступающей наружу части полуоси трактора МТЗ-82 сделан паз, закаленный до высокой твердости токами высокой частоты. В паз вставляется шпонка, с помощью которой крутящий момент передается от полуоси к разъемной ступице колеса.

Длина выступающего конца полуоси, шпоночного паза и зубчатой рейки (для зацепления с винтом ступицы колеса) подобрана гак, чтобы обеспечить необходимые пределы регулировки задних колес.

Задний мост МТЗ-80, 82

Задний мост МТЗ-80, 82

В современных тракторах задний мост является одним из наиболее значимых агрегатов, в функции которого входит передача крутящего момента от вторичного вала посредством главной передачи и дифференциала на конечную передачу совместно с полуосями, используемыми для крепления ступицы на ведущих колёсах. О том, что являет собой это приспособление, принципе его функционирования, основных проблемах в работе и обслуживании, мы сегодня и поговорим.

Читайте так же:
Способы регулировки клапанов ямз 236

Строение агрегата и его особенности

Ступица колеса трактора Беларусь

Ступица колеса трактора

Все механизмы заднего моста МТЗ заключены в единый корпус, выполненный в виде монолитной чугунной отливки, передняя часть которой оборудована крепежами для фиксации коробки передач. К задней крепится кронштейн навесного механизма и редуктор заднего вала, отвечающего за отбор мощности. Расточки на боковых стенках оснащены стаканами шестерён ведущего типа, тормозными кожухами и рукавами задних полуосей, крепятся которые посредством стальных болтов. Сверху же кожух закрывается крышкой, выполненной из цельного листа стали.

Главная передача выполнена в виде двух шестерён конической конфигурации, оснащённых спиральными зубьями. Ведущая шестерня крепится к вторичному валу посредством резьбовой гайки, а ведомая – к фланцу на корпусе дифференциала с помощью болтов, законтренных попарно.

Дифференциал, соединяющий между собой ведущие колёса, расположенные каждое на отдельной полуоси, являет собой механизм планетарного типа, распределяющий подводимый к нему крутящий момент и отвечающий за вращение обоих колёс с требуемой частотой на различных участках дороги.

Обеспечивая более лёгкий поворот трактора, дифференциал одновременно с этим способен и в значительной мере снизить его тяговые параметры. Для устранения этого недостатка применяется АБД-система, внедрение которой подаёт на каждое из колёс разное тяговое усилие, а блокировка и разблокировка самого дифференциала позволяет добиться комфортных условий прямолинейного движения и прохождения поворотов.

Схема заднего моста трактора МТЗ-80

Схема заднего моста трактора:

1 – шестерня ведущая конечной передачи правая; 2 – шайба сателлита; 3 – крестовина дифференциала; 4 – сателлит; 5 – корпус дифференциала; 6 – шестерня ведомая главной передачи; 7 – гайка крепления ведомой шестерни; 8 – пластина стопорная; 9 – крышка корпуса дифференциала. 10 – ролико-подшипник конический; 11 – болт призонный; 12 – шестерня ведущая конечной передачи левая; 13 – шестерня ведомая конечной передачи; 14 – подшипник; 15 – крышка люка; 16 – корпус заднего моста; 17 – рукав полуоси; 18 – диск соединительный с накладками в сборе; 19 – диск промежуточный; 20 – пружина; 21 – диск отжимной; 22 – диск нажимной; 23 – полуось; 24 – манжета; 25 крышка рукава; 26 – подшипник; 27 – крышка механизма блокировки дифференциала; 28 – крышка диафрагмы; 29 – диафрагма; 30 – переходник; 31 – вал блокировочный в сборе; 32 – манжета; 33 – кожух; 34 – корпус блокировочной муфты; 35 – крышка стакана; 36 – подшипник; 37 – стакан подшипников; 38 – регулировочные прокладки; 39 – шайба опорная; 40 – шестерня полуосевая; 41 – шестерня ведущая главной передачи; 42 – вал вторичный коробки передач; 43 – крышка заднего моста.

Основные проблемы и демонтаж устройства

Элемент дифференциала заднего моста МТЗ

По мере эксплуатации трактора, в работе заднего моста может возникать излишне высокий шум, что является следствием изнашивания элементов системы или проблем с зацепом шестерни на главной передаче. Вызвано это, как правило, чрезмерными нагрузками, недостатком масла или же неправильно выполненной сборкой агрегата.

Для диагностирования поломки и её последующего устранения необходимо выполнить следующее:

  • Вымерять боковые зазоры на зубь силовой передачи;
  • Проверить уровень имеющегося в системе масла;
  • Определить общее качество сборки устройства.

При наличии зазоров с углом более 7 градусов, а также дефектов и поломок в дифференциале или промежуточных передачах, поломок, устранить которые обычная регулировка не в состоянии, трактор отправляется на техобслуживание, где проводится демонтаж заднего моста, включающий в себя такие промежуточные этапы:

  • Снятие кабины с предварительным демонтажем иных частей и элементов трактора, препятствующих этому процессу;
  • Разъединение его остова, проводимое на особом стенде, с последующим поднятием задних колёс;
  • Отсоединение элементов, взаимодействующих непосредственно с задним мостом;
  • Разборка агрегата и проведение дефектации его деталей.

Задний мост МТЗ-80/82 разобранный

Обслуживание – простые, но эффективные советы

Не секрет, что ремонт агрегата – процесс достаточно длительный и трудоёмкий, сопряженный, кроме всего прочего, и со значительными финансовыми тратами. Избежать его позволит простая профилактика, включающая в себя:

  • Поддерживание масла в системе на уровне, достаточном для нормальной работы устройства;
  • Предупреждение перетекания масла, для чего через каждые 60 часов работы трактора следует отворачивать пробки с отверстий, которые находятся в нижней части тормозного отделения;
  • Смазывание механизмов заднего моста и сезонная замена масла при проведении ТО;
  • Регулирование остановочного тормоза и тормоза на планетарном механизме, проводить которое следует каждые 480 рабочих часов;
  • Проведение своевременной замены тормозных накладок и недопущение их полного износа.

Вывод

Несмотря на всю свою надёжность, задний мост, как и любое иное устройство, требует к себе постоянного внимания и ухода. Профилактика и обслуживание агрегата позволит продлить срок его безопасной эксплуатации и сведёт к минимуму возможность появления на дороге опасных ситуаций.

Читайте так же:
Мицубиси лансер как отрегулировать дроссельную заслонку

Мост передний МТЗ: конструкция, обслуживание, ремонт

Передний мост МТЗ является неотъемлемым элементом ходовой части трактора. Он используется как основа для поддержки передней части рамы, а также указывает направление движения техники. К тому же при помощи переднего моста МТЗ 80 и МТЗ 82, который является ведущим, реализуется передача крутящего момента от двигателя на колеса, что и обеспечивает движение машины.

При этом особенности конструкции моста переднего МТЗ определяют его функциональность. Например, возможность изменения размеров колеи обеспечивает комфортную работу на междурядьях с высокими сельскохозяйственными культурами.

1 Конструкция переднего моста

Трактора МТЗ 80 и МТЗ 82 выпускает Минский тракторный завод. Передний ведущий мост МТЗ производители не изменяли практически с первых моделей техники. Лишь дополняли его конструкцию новыми модификациями. В конструктивном плане он похож на мост трактора т 40, но в отличие от него, установлен на полужесткой подвеске и разделен на две, совмещенные части.

Передний мост на тракторе МТЗ

Передний мост на тракторе МТЗ

Данный узел в МТЗ представляет собой балочный мост, который включает в себя четыре основных элемента:

  • сама балка;
  • дифференциал с возможностью блокировки;
  • главная передача;
  • колесные редукторы.

В такой конструкции колесный редуктор с балкой фиксируется через полуось. К рукавам переднего моста полуось фиксируется телескопически, напрямую через кожух. Такая конструкция позволяет при необходимости укорачивать или наоборот расширять дорожную колею машины. За передачу крутящего момента на колеса отвечают зубчатые колеса, конического типа, которые вмонтированы в редуктора колес. Они обеспечивают минимальный радиус разворота машины при сохранении величины дорожного просвета.

Конические шестеренки со спиральной резьбой представляют также и главную передачу техники. Такой тип размещения зубьев выбран не случайно. Спиральная форма обеспечивает более надежную сцепку и делает колеса практически бесшумными.

Дифференциал в конструкции трактора МТЗ играет также очень важную роль. На его основе базируется высокая проходимость и более плавный вход техники в повороты. Происходит это благодаря индивидуальной автономной регулировке каждого колеса.

Дифференциал выполнен в форме конуса. Он состоит из двух соединенных частей. Внутри корпуса устройства располагаются две оси, которые размещаются крестом относительно друг друга. Четыре сателлита дифференциала фиксируются на всех концах каждой из оси. По периметру на одной линии установлены нажимные чашечки. Между собой чашки и сателлиты соединяют полуосевые зубчатые колеса, которые с остальными деталями находятся в постоянной сцепке.

Внутри полуосевых зубчатых колес есть ступицы со шлицами. Эти ступицы дополнены заглушками с резиновой прокладкой внутри. В них заходит полуось редуктора, когда необходимо укоротить колею. Также в конструкцию дифференциала входит шесть пар трения, которые расположены по три в каждой части агрегата. Пара трения состоит из ведущего и ведомого фрикционных дисков.

Дифференциалы, использующиеся на переднем, а также входящие в конструкцию заднего моста трактора МТЗ 80 и МТЗ 82, обычно имеют коэффициент блокировки со значением 2-3. Этот показатель определяет, во сколько раз может быть увеличен крутящий момент или тяговое усилие одного из колес на сложном участке дороги. То есть, если одно из колес, попало в яму или глубокий нестабильный грунт, второе колесо сразу же блокируется дифференциалом. При этом вся мощность передаваемая двигателем переходит на второе колесо, увеличивая его крутящий момент в 2-3 раза.

Конструкция переднего моста трактора МТЗ

Конструкция переднего моста трактора МТЗ

К полураме трактора передний мост крепится через опорный брус. С брусом он соединяется через специальные оси, которые при помощи шарниров фиксируются на корпусе и полураме. Такие элементы обеспечивают смещение моста относительно рамы на 9 градусов. Специальные выемки, в которые спрятан корпус, дифференциал и основная передача, стопорят дальнейшее движение узла при достижении осью максимального уровня смещения.
к меню ↑

1.1 Процесс передачи крутящего момента

Основной задачей ведущего моста МТЗ является передача крутящего момента от двигателя трактора на передние колеса, а также повороты техники. И если поворот осуществляется за счет поворота руля в кабине оператора, то процесс передачи крутящего момента не столь однозначен и требует дополнительного рассмотрения. Вся процедура включает такие моменты:

  1. Основой такого процесса выступает вращение внешнего диска шарикового подшипника, а также двух подшипников конического типа, которые размещены на оси моста. На них крутящий момент подается из дифференциала. Передача проходит за счет нижней и верхней пар конических зубчатых колес.
  2. В случае поворота рулевая трапеция передает усилие дальше, на тяги и рычаги. Через рычаг усилие проходит дальше на корпус колесных редукторов. Нижняя и верхняя пары трения начинаются вращаться относительно друг друга. При этом вокруг опор шкворней проворачиваются колеса с редукторами.

2 Обслуживание переднего моста МТЗ

Общая функциональность трактора напрямую зависит от функциональности переднего и заднего моста. Вследствие этого, своевременное обслуживание узлов позволяет существенно продлить срок эксплуатации всей техники.

Читайте так же:
Как в биосе отрегулировать обороты вентилятора процессора

В план периодического обслуживания устройства входит четкий перечень основных процедур, которые позволят поддерживать его производительность. К таким процедурам относятся:

  • регулярные замеры уровня масла;
  • замена масла в случае необходимости;
  • замер и регулировка зазоров;
  • подтягивание и фиксация крепежных элементов.

Разборка переднего моста МТЗ

Разборка переднего моста МТЗ

При этом обслуживание проводится в четком порядке, исходя из конструкции моста и доступности его узлов:

  1. Прежде всего, идет осмотр или обслуживание основной передачи и дифференциала. Для этого снимается крышка агрегата и замеряется уровень. При необходимости ее необходимо долить. Дальше измеряется центрация осей и ширина зазоров. Если полученные значения не отвечают заводским параметром, проводится регулировка при помощи фиксаторов. Также следует обратить внимание на полуоси и фиксирующие крышки колесных редукторов. Если они деформированы или повреждены, их следует заменить на новые.
  2. После того, как дифференциал осмотрен, следует перейти на проверку уровня масла и общего состояния узлов редуктора. При необходимости заменяются пары трения. Также для профилактики, периодически подтягиваются все крепления.
  3. Следующим пунктом обслуживания является проверка зазоров и люфтов в ведущей шестерне. Увеличение зазора между зубьями выше заводской нормы пропорционально ведет к снижению мощности трактора. В этом случае необходимо подтянуть все фиксирующие гайки узла. Дальше проверяется фланец кардана на возможность свободного перемещения вокруг оси. Если фланец не двигается, значит, крепежи хорошо затянуты и люфт устранен.
  4. Проверка роликовых подшипников на наличие зазора между внутренним кольцом и осью. Такой зазор не должен превышать 0,05 мм. Он увеличиваеться в случае сдвига подшипника. Вернуть подшипник на место можно, проворачивая его по кругу с одновременной затяжкой фиксирующей гайки. Когда осевой просвет снова придет в норму, гайка ослабляется и стопорится. При этом кольцо-распорка не должно выходить за пределы обоймы подшипника.

2.1 Ремонт переднего моста МТЗ

Если же все-таки обслуживание не проводилось или на узел осуществлялась чрезмерная нагрузка, вполне возможен выход из строя отдельных узлов переднего моста. В этом случае необходимо уже ремонтировать устройство, причем, часто с заменой изношенных частей.

Ремонт необходим в случае постороннего шума внутри редуктора или конической паре. Такой шум является следствием износа шестерни или при образовании люфта, износе роликовых и конических подшипников. В этом случае проверяют состояние зубчатых колес. При необходимости деформированные или стертые заменяют. Также проверяется расстояние от фланца подшипника до оси. Если оно превышает 0,3 мм, подшипники необходимо отрегулировать.

Также признаком неисправности является наличие смазочного материала на кардане или главной передаче. В этом случае причина заключается в износе манжеты ведущего зубчатого колеса. Для ремонта нужно снять карданный вал, после этого отсоединить фланец, демонтировать стакан подшипников. Из стакана выпресовывается необходимая шестерня и отделяется манжета. Дальше элемент меняется на новый и устройство собирается в обратном порядке.

Передние мосты МТЗ в сборе

Передние мосты МТЗ в сборе

Если в случае визуального осмотра на крышке переднего моста были обнаружены следы повреждений или деформации, ее необходимо сразу же заменить на новую. Ремонтировать поврежденную крышку не желательно, так как велика вероятность повторения неисправности при нагрузке.

Очевидным признаком поломки узлов моста является наличие масла на фланцах диска колеса. Причина заключается в износе осевой манжеты. Для ремонта необходимо демонтировать колесо. После разбирается редуктор. Из него извлекается ведомое зубчатое колесо. Дальше вынимается обойма фланца. После замены прокладки проводится сборка в обратном порядке.

Чрезмерный нагрев верхней пары конических шестеренок наблюдается вследствие отсутствия или слабого поступления масла в редуктор. Как правило, причиной этому является испорченная прокладка вертикального вала. Для ее замены, редуктор разбирается способом, указанным в предыдущем пункте. Дальше производится замена манжеты с сопутствующим осмотром остальных узлов.
к меню ↑

2.2 Текущий ремонт переднего моста мтз-82 (видео)


к меню ↑

3 Обслуживание заднего моста

Даже регулярное обслуживание передней колесной оси не может гарантировать ее максимальную функциональность и исправность без надлежащего состояния заднего моста. Поломка или износ деталей заднего моста повышают нагрузку на узлы переднего, и как следствие, значительно ускоряют износ комплектующих.

Предотвратить такой момент, можно осуществляя регулярный ремонт заднего моста. Как и в случае с фронтальным, заключается вся процедура в замерах уровня масла в трущих частях и в проверке величины зазора зубьев ведущей шестеренки.

Единственный момент, который также стоит учесть, заключается в том, что задний мост заменяет заднюю полураму, на которой располагается кабина водителя и целый ряд механизмов. Поэтому разборка моста проводится в следующие этапы:

  • отделение кабины оператора от основы трактора;
  • извлечение остальных узлов, мешающих работе;
  • демонтаж самого моста.

После того, как все предыдущие пункты выполнены, с осей снимаются колеса, а сам мост разбирается с последующим обслуживанием или заменой деталей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector