Регулировка установки углов колес и положения осей для грузовиков
Регулировка установки углов колес и положения осей для грузовиков
В условиях высоких цен на топливо, поиск и внедрение путей снижения общих издержек на эксплуатацию грузового автотранспорта становится осознанной необходимостью. Надлежащая регулировка геометрии углов установки колес и положения осей является одним из важнейших факторов достижения положительного экономического эффекта, повышающего конкурентоспособность и финансовую устойчивость транспортного предприятия в целом за счет снижения себестоимости пробега подвижного состава. Издержки на топливо могут быть снижены на 5-10%, на 50% может быть увеличен срок эксплуатации комплекта шин.
Влияние на окружающую среду
Соблюдение требований стандартов качества ISO 14000 и аналогичных программ становятся необходимостью в конкурентной борьбе владельцев крупных парков транспортных средств. Расход топлива, выброс в атмосферу отработанных газов и износ шин являются важными факторами, которые влияют на окружающую среду, что можно снизить посредством правильной регулировки колес.
Точная и полная регулировка углов установки колес и положения осей
Традиционно, регулировка колес и осей производилась при помощи различных простейших измерительных инструментов. При этом обычно предполагалось, что вполне достаточно произвести регулировку передней управляемой оси, и если угол схождения колес был в норме, считалось что все в порядке. Теперь, мы знаем, что существует много факторов, которые напрямую влияют на поведение транспортного средства на дороге, и даже небольшое их отклонение от нормативов имеет существенные последствия. Сейчас, осознавая важность точности, производители осей и транспортных средств ужесточают требования к рекомендованной геометрии углов установки колес и осей. Все оси и колеса, установленные на несущей раме грузовика, влияют в движении друг на друга, и должны быть отрегулированы, включая и те которые установлены на прицепах и полуприцепах. Даже если тягач отрегулирован превосходно , плохо отрегулированный полуприцеп будет влиять на движение грузовика, вызывая трудности в управлении и повышая риск возникновения ДТП.
Центральная линия как основа
Что касается легковых автомобилей, подавляющее большинство систем позволяют измерять углы установки колес по их отношению друг к другу, без учета геометрии несущей рамы автомобиля. Такой подход, может быть приемлемым для коротких и узких автомобилей, но когда при регулировки колес и осей грузовиков и прицепов используется тот же самый метод, кузов транспортного средства в результате может отклоняться от прямолинейного движения по дороге. Это в свою очередь будет вызывать ухудшение аэродинамических свойств транспортного средства, что приведет к повышенному расходу топлива.
При увеличение давления с одной стороны грузовик может начать двигаться нестабильно по дорожному покрытию и водителю приходится прилагать усилия для того, чтобы компенсировать это отклонение от прямолинейного движения. Это ведет к увеличению износа шин и повышению дискомфорта вождения. Кроме того, при использовании общей длины грузовика (за место диаметра колеса) существенно увеличивается точность измерений. Аргументом против использования диаметральной оси рамы в качестве центральной базовой линии, является возможное искривление самого несущего шасси автомобиля. Любое искривление рамы (изгиб, смещение, кручение) оказывает негативное влияние на поведение транспортного средства на дороге. Если есть какие-либо сомнения в правильной геометрии рамы, то она должна быть обмерена в первую очередь, до проведения регулировки колес и осей.
Технический осмотр
Регулировка колес становится частью обычной процедуры технического осмотра подвижного состава любого парка грузовых автомобилей. Осуществляется регулировка, а значения до и после измерений заносятся в базу данных, позволяющую контролировать полученные результаты.
Проверка грузовика до проведения измерений
Очень важно, чтобы началом процедуры регулировки являлась проверка состояния подвески и ходовой части транспортного средства. Измерение грузовика со сломанными или потерянными частями подвески, изношенными вкладышами или соединительными тягами, с разными диаметрами шин, является зря потраченным временем. Поэтому, в первую очередь до проведения измерений и регулировки, необходимо проверить подвеску и рулевое управление на наличие чрезмерных люфтов.
Жрет резину.
Метки: прицеп, износ резины, неравномерный износ резины, мзса
Комментарии 22
Когда свой капиталил проверял расстояния перед- зад, верх- низ, разница имеется! Попробуйте для начала пляски с балкой произвести.
Да подсохнет, крутану ее на 180 градусов.
Покрышки разверни, если не часто пользуешься прицепом, не вижу смысла менять балку.
Да в том и дело что годовые пробеги прицепа за 15000 км. Попробую балку на 180 провернуть.
Этот прицеп — труженик. Круглый год работает. Летом по строительству, а зимой снегоход таскает. Без него как без рук. Так колеса за два года слопало.
У меня точно такой же мзса, когда тент снял увидел что кузов пропеллером, пользуюсь не часто, но грузил нормально, куб щебенки держит. Снегоход для него пушинка
Тем более, что это полуснегоход весом 160 кг)))
Погнулась балка от перегруза в районе жрущего резину колеса))
Первое — проверка соосности балки и рессор, правильно ли установлено, второе- прогиб балки, у меня так сожрало оба колеса, третье-полный износ втулок рессор, четвертое-возможно прицеп идет не ровно, пятое -подшипники, люфт.
Меняй балку. Вообще неплохо бы уточнить какая подвеска, торсион, независимая пружины или рессоры. Но в любом случае, похоже на перекос и деформацию оси колес.
Меняй балку целиком или цапфы по отдельности. По всей видимости деформация произошла из-за хорошего перегруза или удара.
Да не было перегруза…
Если у тебя ось прицепа закреплена, стремянки протянуты, то ищи проблему в цапфах, подшипниках. Стенд развала схождения тебе в помощь.
Sergei23rus
Меняй балку целиком или цапфы по отдельности. По всей видимости деформация произошла из-за хорошего перегруза или удара.
Менять не надо, у кузнеца можно выровнять и наварить уголок чтоб больше не гнуло
Sergei23rus
Меняй балку. Вообще неплохо бы уточнить какая подвеска, торсион, независимая пружины или рессоры. Но в любом случае, похоже на перекос и деформацию оси колес.
Менять не надо- у кузнеца выправить и наварить уголок чтоб не гнуло.
Катайся по ровным дорогам, если их найдёшь. Я на машине, каждый год правый задний брызговик меняю, из — за стирания нижней кромки, под 45 градусов. Если серьёзно, — изгиб балки.
посмотри балку на наличие изгиба, из-за большой нагрузки. люфты подшипников, из-за дорог
Значит ось прогнута.Надо или ровнять ось, или перевернуть верхом вниз.Тогда со временем выровняется.
На моём прицепе такая же проблема.Пока не переделывал.
Как отрегулировать прицеп и правильно разместить груз
05.05.2017
Безопасный прицеп — обслуживаем своими руками
Управление автомобилем с прицепом требует повышенного внимания, аккуратности, плавных движений. Сегодня мы узнаем, как своими силами содержать автоприцеп в исправном состоянии — отрегулировать нагрузку на шар, обслужить ступицы, починить электрику.
Особенности управления автопоездом
Знаете ли вы, что чем длиннее прицеп — тем он устойчивее на трассе, и проще в движении задним ходом? В любом случае — избегайте резких маневров и торможения в повороте, чтобы не спровоцировать занос. Следите, чтобы опорное колесо не касалось неровностей во время движения.
ПДД ограничивают скорость движения с прицепом. Вне населенных пунктов — 70, на автомагистралях — 90 километров в час. Если в городе увидели знак с максимально разрешенной скоростью «100» — помните, что автопоезд не может двигаться быстрее, чем по магистрали. Значит, ваш скоростной лимит в этом случае — 90 км/ч.
Не пытайтесь обмануть камеры контроля скоростного режима — с недавних пор они «стреляют в спину», и присылают «письма счастья» владельцу автоприцепа.
Для безопасной езды с прицепом (даже если вы его только что купили в магазине) нам понадобится провести его техническое обслуживание. Рассмотрим основные моменты.
Корректируем нагрузку на шар ТСУ
Высота шара фаркопа от земли — 35-45 см. Для начала выставим раму горизонтально. Если это невозможно (у вас низкий лафет с резино-жгутовой подвеской и высокий вседорожник, или наоборот — «рессорник» в сцепке с малолитражкой) — используем дистанционные проставки.
Дальше приступаем к регулировке нагрузки на ТСУ. Зарубежные стандарты допускают вертикальное усилие на шар тягово-сцепного устройства в 75 килограммов. Однако российские требования ограничивают этот параметр значением в 40 кг. Для получения оптимальной развесовки требуется передвинуть ось в продольной плоскости.
Нам понадобятся домашние весы и подкладки высотой 30-40 см, на которые будем опирать замок ТСУ.
• Для регулировки ослабим стремянки, и передвинем узел вперед для уменьшения нагрузки на дышло, или назад для увеличения. Если ось закреплена неподвижно — на пустом прицепе регулируем развесовку положением «запаски», на груженом — расположением поклажи.
• Нагрузка на шар должна быть 10-40 кг. Отрицательные значения (задняя часть перевешивает переднюю) недопустимы.
• Проверим расстояния от ТСУ до правого и левого колеса — перекос оси быстро «съест» шины.
• После окончания работ не забудем затянуть крепёж.
При размещении груза надёжно его зафиксируйте, не допускайте смещения центра тяжести к заднему борту — это может привести к раскачке сцепки и опрокидыванию. Особенно ярко этот эффект выражен при перевозке досок.
Регулируем и смазываем ступицы прицепа
Минимум раз в год вывешиваем на стойках подвеску, снимаем ступичные колпачки, и проверяем подшипники. Если установлены конические — при наличии люфта подтягиваем их. Помните, что справа может быть установлена гайка с левой резьбой, а по левому борту — с правой.
По окончании регулировки очистим узел и добавим новую смазку (подойдёт Литол-24).
Исправная электрика — залог безопасности
Чтобы снизить риск ДТП, электрооборудование должно работать. Несмотря на то, что техосмотр прицепов полной массой до 750 кг, принадлежащих физлицам, отменили.
В случае неисправности снимите рассеиватели фонарей, осмотрите контакты. При необходимости очистите контактные пластины, и смажьте их. Замените перегоревшие лампы. Уделите внимание чистоте электрического разъёма.
Перед каждой поездкой проверяем работу световых приборов. На лодочных трейлерах перед слипованием катера не забывайте отключать розетку во избежание перегорания ламп.
Содержание прицепа в исправном состоянии потребует минимум времени, но сбережет нервы водителя и придаст уверенность в пути.
Проверка и регулировка ходовой части
Повышенный износ шин и увеличение сопротивления движению вызываются нарушением установки осей прицепов (перпендикулярности их к продольной оси прицепа). Кроме того, в поворотном устройстве прицепа, выполненного по типу передней оси автомобиля (прицеп 2ПН-2, 2ПН-4, МАЗ-5207В и др.), необходимо проверять и регулировать схождение передних колес, а также установку дышла и длину поворотных тяг, обеспечивая движение прицепа по колее тягача.
Перекос задней оси двухосного прицепа или полуприцепа проверяют замером расстояний от концов проверяемой оси до оси шкворневого болта (в двухосных прицепах с поворотным кругом), шкворня дышла (в двухосных прицепах с поворотными колесами) и до центра поворотного шкворня (в полуприцепах). Для этого прицеп (полуприцеп) устанавливают на ровную площадку и при помощи отвеса отмечают на ней точки 1 и 2, соответствующие концам проверяемой оси и точку 4, соответствующую центру поворотного устройства (шкворневой болт, шкворень) или шкворня дышла.
Рис. Проверка установки осей: а — прицепа; б — полуприцепа
Измеренные таким образом расстояния А и Б не должны различаться между собой более чем на 10 мм с тем, чтобы была соблюдена перпендикулярность оси прицепа к продольной оси. Правильное положение передней оси двухосных прицепов (с поворотным кругом) проверяют замером расстояния от концов 5 и 3 передней оси до центра 6 сцепной петли дышла. Этой проверкой одновременно контролируют перпендикулярность дышла к передней оси.
В прицепах с управляемыми передними колесами проверяют и регулируют правильность схождения передних колес и совпадение продольных осей рамы прицепа и дышла.
Угол схождения управляемых колес прицепа регулируют аналогично автомобилю, например, у прицепа МАЗ-5207В — изменением длины тяг 1 и 2, соединяющих рычаги поворотных кулаков с дышлом, путем вращения наконечников 3 этих тяг. Величина схождения колес замеренных по ободам должна быть 3—5 мм.
Рис. Передняя ось низкорамного прицепа МАЗ-5207-В
Проверка установки дышла производится после регулировки схождения колес. Предварительно, поворачивая дышло, устанавливают передние колеса параллельно продольной оси прицепа, что контролируют по расстояниям от одинаковых точек ободов колес до оси дышла или до продольных балок рамы прицепа. Эти расстояния не должны различаться более чем на 1,5—2,0 мм. После этого проверяют совпадение оси дышла с продольной осью прицепа, для чего замеряют расстояния от отверстия сцепной петли до любых двух симметричных точек рамы. Разница этих расстояний не должна превышать 50 мм.
На прицепах СМЗ-810 (2-ПН-4) и СМЗ-710 (2-ПН-2) установлена передняя ось автомобиля ЗИЛ-164. В этом случае установку передних колес регулируют аналогично автомобилю ЗИЛ-164 — изменением длины поперечной тяги. Поворотное устройство прицепа в отношении совпадения оси дышла с его продольной осью, регулируют изменением длины продольных тяг привода. При неправильной установке дышла прицепа его во время движения уводит в сторону по отношению продольной оси автомобиля. В прицепах с поворотным устройством шкворневого типа (MA3-5213, У2-АП-3) и на прицепах-роспусках регулируют зазор в болтовом креплении рамы прицепа и поворотной тележки. Этот зазор должен составлять 1,5—2 мм.