Детали регулировки зазоров клапанов
Детали регулировки зазоров клапанов
Warning: Use of undefined constant php — assumed ‘php’ (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/h811184817/autonovice.ru/docs/wp-content/themes/vw-writer-blog/template-parts/single-post-layout.php on line 20
—>
Для чего нужна автомобилю регулировка клапанов двигателя и что они собой представляют. У автомобиля имеется два или более клапана на цилиндр. Один предназначен для запуска горючей смеси, другой – для выпуска отработавших газов. Механизм, приводящий в действие клапаны и устанавливающий порядок их работы, называется газораспределительным или, как его еще называют, клапанным. В процессе нагрева двигателя его металлические детали расширяются, при остывании они уменьшаются и между ними появляются зазоры. Для нормальной работы двигателя зазоры в клапанном механизме должны быть отрегулированы. В противном случае двигатель начинает стучать, падает его мощность, начинает чихать карбюратор и т.д.
Чем грозит плохая регулировка клапанов?
Плохая регулировка клапанов становится причиной снижения эффективности работы двигателя и приводит к преждевременному износу его деталей. Если зазоры слишком малы, будут подгорать клапаны и их седла. Снижение мощности двигателя, металлический стук, выстрелы в глушителе и чихание в карбюраторе происходит при чрезмерно больших зазорах.
Периодичность проверки зазоров клапанов?
После каждых 20-30 тыс. км. пробега автомобиля должна проводиться проверка и если это необходимо, регулировка клапанов. Данные о размерах тепловых зазоров можно найти в руководствах по ремонту и обслуживанию авто. Следует обратить внимание на то, что зазоры для впускного и выпускного клапана, а в некоторых случаях и для разных цилиндров, отличаются.
Как провести регулировку?
Во время проверки и регулировки зазоров двигатель должен находиться в охлажденном состоянии. Зазор проверяют при помощи плоского щупа нужной толщины, регулировку производят путем поворота регулировочных винтов коромысел, на некоторых ВАЗовских автомобилях – головкой регулировочного болта.
Перед началом регулировки клапанов необходимо установить поршень цилиндра в верхнюю мертвую точку такта сжатия, при которой клапаны цилиндра находятся в закрытом состоянии, а коромысла клапанов свободно качаются в пределах зазора. Затем на регулировочном винте или болте отпускается контргайка. Плоским щупом или регулировочным винтом (болтом) настраивается зазор и затягивается контргайка.
Нужно быть предельно аккуратным, и после затяжки необходимо еще раз проверить зазор, так как он может измениться. Оптимальным считается зазор, в который щуп проходит с некоторым усилием. Повторная регулировка зазора потребуется, если щуп проходит с большим трудом или слишком свободно.
Затем проводится регулировка клапанов других цилиндров. При этом соблюдается порядок работы цилиндров двигателя автомобиля. Коленвал поворачивается только по часовой стрелке за пусковую рукоятку или за болт крепления шкива привода генератора. Можно использовать для этого вывешенное ведущее колесо, но при этом необходимо соблюдать осторожность.
По окончании регулировки зазоров в клапанном механизме, двигатель запускается и прослушивается его работа в разных режимах. Если регулировка клапанов проходила после ремонта головки, необходимо, чтобы клапаны были правильно притерты. Кроме того, не допускается, чтобы клапаны были разбиты на концах, а зазоры втулок превышали норму.
2 комментариев на “Регулировка клапанов двигателя автомобиля — советы бывалых.”
Опытный водитель на слух чувствует работу двигателя, особенно своей машины. При первом же изменении работы двигателя необходимо немедленно провести его диагностику, но прежде всего проверить зазоры клапанов специальным плоским щупом. При отклонениях я срочно обращаюсь к специалистам.
Хочется дополнить автора. Регулировка клапанов осуществляется на холодном двигателе. При разогреве металл имеет свойство расширяться, поэтому регулировка на горячем моторе будет некорректной, не принесёт ожидаемых результатов. Важно правильно найти верхнюю мертвую точку первого цилиндра. Лучше сделать так. Откручиваем свечу первого цилиндра. Вставляем в отверстие длинную отвёртку. Затем включаем пятую передачу, с помощью приподнятого колёса начинаем проворачивать коленчатый вал. Отвёртка начнёт двигаться вверх. Вращаем колесо потихоньку пока отвёртка не остановится в верхней точке. Все, теперь можно производить регулировку клапанов данного цилиндра. Аналогичную комбинацию следует выполнить с каждым цилиндром. Данный способ позволяет автолюбителю сделать максимально точную настройку клапанов. В большинстве современных автомобилей клапана не требуют регулировки, там используются гидрокомпенсаторы, которые автоматически выдерживают требуемый зазор для оптимальной работы движка.
Проверка и регулировка зазоров в клапанном механизме двигателя
74. Проверку и регулировку зазоров в клапанном механизме производят раз в два года (через 20 000—30 000 км пробега), а также по необходимости.
Зазор клапанов обязательно проверяют после ремонта головки блока цилиндров. Для этой операции нужно специальное оборудование, но, в принципе, производить ее может и сам водитель. Иногда подрегулировать зазоры приходится даже в дороге.
Наличие зазоров компенсирует изменения размеров металлических деталей при нагревании и является обязательным условием нормальной работы двигателя: при малых зазорах клапаны и их седла подгорают, при больших зазорах снижается мощность; в любом случае уменьшается эффективность работы двигателя и срок службы его деталей.
75. О неправильно отрегулированных зазорах клапанов говорит следующее.
При слишком больших зазорах возникает характерный металлический стук. Неплотное закрытие выпускного клапана, вызванное неправильной регулировкой зазоров, приводит к «выстрелам» в глушителе. Неплотное прилегание впускного клапана, обусловленное теми же причинами, имеет следствием «чиханье» в карбюраторе.
Слишком большие зазоры приводят к неустойчивости работы (вплоть до остановки двигателя на холостом ходу). Кроме того, при неправильно отрегулированных зазорах снижается мощность двигателя, он неравномерно работает на высоких оборотах.
Величина зазоров изменяется вследствие естественного износа клапанного механизма.
76. При подозрении на плохо отрегулированные зазоры «прослушайте» двигатель через стетоскоп или отвертку.
Стетоскоп для прослушивания должен быть с высоким тоном и частотой. Если над местами расположения клапанов со стороны головки цилиндров прослушивается металлический стук на фоне общего глухого шума на малых и средних оборотах, то либо зазоры плохо отрегулированы, либо детали изношены.
77. Для выполнения операции вам потребуются следующие инструменты:
— плоский щуп соответствующей толщины;
— два плоских ключа, отвертка либо специальное приспособление для регулировки зазоров;
— ключ для снятия крышки клапанов.
78. Измерение зазоров клапанов выполняется на холодном либо горячем двигателе в зависимости от требований производителя.
Во всех отечественных автомобилях данные по величине зазора клапанов приводятся в расчете на холодный двигатель. «Холодный» означает остывший полностью, до температуры окружающего воздуха, «горячий» — нагретый до рабочей температуры.
В двигателе с верхними клапанами зазоры клапанов при нагревании не уменьшаются, как это происходит в двигателе с нижними клапанами, а увеличиваются, что обусловлено разницей в тепловой расширяемости материалов, из которых изготовлены детали в двигателях типа ohv и ohc.
79. Измерение зазора клапанов выполняется в следующем порядке.
Если замер должен производиться на горячем двигателе, нагрейте его до рабочей температуры. Откройте крышку клапанной коробки.
Выверните свечи зажигания из всех цилиндров, чтобы обеспечить вращение коленчатого вала.
Установите поршень цилиндра, который вы регулируете, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В таком положении оба клапана данного цилиндра закрыты, а коромысла этих клапанов должны свободно качаться в пределах зазора. Для этого нужно провернуть коленвал (например, перемещая колеса автомобиля на включенной наивысшей передаче или другим способом). Момент нахождения поршня в ВМТ легко установить, наблюдая за метками для установки зажигания.
Определите, какие клапаны являются впускными, а какие выпускными, по положению впуска и выпуска трубопроводов.
Если зазор нуждается в регулировке, отпустите контргайку на регулировочном болте, установите при помощи регулировочного болта необходимый зазор, затяните контргайку и опять проверить зазор.
Вставьте щуп соответствующей толщины в зазор. Он оптимален, если щуп входит и выходит из него с трудом
Проверните коленвал на 180° (пол-оборота), если двигатель 4-цилиндровый, или на 120° (треть оборота), если двигатель 6-цилиндровый, и промерьте зазоры клапанов в очередном цилиндре (напомним, что порядок зажигания 1—3—4—2 в четырехцилиндровом и 1—5—3—6—2—4 в шестицилиндровом двигателе), то есть следующими проверяем зазоры в клапанах третьего (четырех-цилиндровый) или пятого (шестицилиндровый) цилиндров.
Продолжайте далее в соответствующем порядке.
80. Зная цикл открытия и закрытия клапанов в соответствующих цилиндрах, операцию проверки можно ускорить.
Дело в том, что одновременно с клапанами цилиндра, в котором оканчивается такт сжатия, закрыт и впускной клапан того цилиндра, где начинается такт выпуска, и выпускной клапан цилиндра, где заканчивается такт впуска. Таким образом, проверку и регулировку зазоров для всех клапанов можно произвести в двух положениях коленвала.
81. В автомобилях ВАЗ-2108, -2109 регулировка зазора осуществляется регулировочными шайбами.
Толщина регулировочных шайб может составлять от 3 до 4,25 мм. Шайбы подбирают следующим образом. Отверните гайки, снимите крышку головки цилиндров и переднюю защитную крышку зубчатого ремня, выверните свечи зажигания. Удалите масло из масляных ванн в головке цилиндров.
82. Проверьте, чтобы на поверхности кулачков распредвала не было раковин, следов износа, глубоких рисок.
Вращая по часовой стрелке коленчатый вал болт крепления шкива привода генератора или другим способом, совместите метку на шкиве распредвала с установочным выступом на задней защитной крышке. Такое положение будет соответствовать верхней мертвой точке в первом и четвертом цилиндрах. Затем доверните коленчатый вал еще на 40—50° (на 2,5—3 шкива распредвала). Не забывайте, что если проворачивать коленвал за отверстия шкива или болт распределительного вала, то можно повредить болт и зубчатый ремень привода.
Проверьте зазоры у первого и третьего кулачков. Если щуп входит с трудом, с легким защемлением, значит, зазоры нормальны. Если нет, шайбу замените более толстой или тонкой. Провернув коленвал на пол-оборота вперед, отрегулируйте зазоры пятого и второго кулачков. Еще на 180°, и наступает очередь восьмого и шестого кулачков.
Еще пол-оборота, и следуют четвертый и седьмой кулачки. После регулировки зазоров залейте масло в масляные ванны в головке цилиндров так, чтобы точки контакта кулачков с регулировочными шайбами оказались в масле, и установите крышку головки блока цилиндров.
83. Отрегулировав зазоры в клапанном механизме, запустите двигатель и прослушайте, как он работает в разных режимах.
Если шум все равно прослушивается, возможно, клапаны неправильно притерты или разбиты на концах либо превышен зазор во втулках.
Зазоры в клапанах можно регулировать и специальным приспособлением
Детали регулировки зазоров клапанов
- (8452) 783-983
Каждому бывалому автовладельцу Нивы наверняка приходилось самостоятельно выполнять такую процедуру, как регулировка тепловых зазоров клапанов. От качества проведения данной процедуры напрямую зависит, насколько хорошо будет работать двигатель вашей машины. Ведь если зазор будет меньше положенного, клапана будут зажаты, и мотор не будет развивать максимальной мощности. Это скажется на динамических характеристиках автомобиля. С другой стороны, если величина зазора наоборот будет больше допустимой, то при работе ДВС Нивы будет слышен довольно неприятный стук.
Чтобы провести данную процедуру самостоятельно, потребуется не так уж много инструментов. Все необходимое я приведу ниже в списке:
Рожковые ключи на 17 и 13
Набор щупов или один щуп толщиной 0,15 мм
Инструкция по регулировке клапанов на Ниве
Обратите внимание, что данная процедура выполняется только на холодном двигателе, то есть примерная его температура должна быть около 20 градусов.
Первым делом необходимо снять клапанную крышку с двигателя. После этого потребуется выставить коленчатый вал и распределительный по меткам, чтобы 4-ый цилиндр находился в верхней мертвой точке. Для этого совмещаем метку на шкиве коленвала с центральной риской на передней крышке двигателя. Для наглядности все это показано на фотографии ниже:
Вращать вал можно либо за храповик подходящим ключом, двумя руками, плотно его обхватив (при выкрученных свечах зажигания). Точно также устанавливаем положение распредвала, чтобы метка на звезде совместилась с выступом на корпусе:
После того, как метки выставлены, можно приступать к регулировке 6-го и 8-го клапанов (счет ведется слева направо). Для этого берем щуп 0,15 мм и вставляем его между кулачком распредвала и рокером. Примерно это выглядит так, как продемонстрировано на картинке:
Обратите внимание, что щуп должен входить с небольшим усилием. Если зазор отличается от рекомендованного, его необходимо отрегулировать. Для этого ключом на 17 слегка ослабляем контргайку, а ключом на 13 производим регулировку:
Также стоит отметить, что при окончательной затяжке контрящей гайки зазор может слегка уменьшиться, так что следует его еще раз проверить после того, как гайка будет закручена.
Теперь немного о том порядке, в котором следует проводить регулировку. Ниже будет приведена инструкция, которой необходимо строго придерживаться.
Итак, если коленвал выставлен по меткам, то производим регулировку 6 и 8 клапан
Прокручиваем коленчатый вал на 180 градусов (пол оборота) — выставляем зазор 4 и 7 кл.
Полный оборот — в этот момент выполняем процедуру с 1 и 3 клапаном
540 градусов (полтора оборота) — соответственно 2 и 5 клапана
Чтобы удобнее было считать обороты коленвала, можно разделить его меткой, к примеру, провести по центру шкива черту мелом или маркером. Либо можно вместо коленвала считать обороты бегунка трамблера, только там каждые два следующих клапана регулируются после 90 градусов поворота.
На инжекторных системах данный тип обслуживания производится практически аналогично, и в целом по этому руководству можно все сделать не напрягаясь.
Регулировка клапанов ВАЗ 2107
Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2107 своими руками – одна из процедур, порядок которой должен помнить любой автовладелец.
На каждую деталь, которая находится у машин внутри, действуют основные законы физики. Например, металлы обладают таким свойством, как тепловое расширение тел. Это должен учитывать не только порядок регулировки, но и сам процесс создания двигателя. Но мало кто понимает зачем это нужно, когда речь идёт о настройке зазора, который появляется между кулачком и рычагом клапана на распределительном вале.
Все детали клапанного механизма.
1 — клапан;
2 — стопорное кольцо;
3 — направляющая втулка;
4 — маслоотражательный колпачок;
5 — опорная шайба наружной пружины;
6 —опорная шайба внутренней пружины;
7 — внутренняя пружина;
8 — наружная пружина;
9 — тарелка пружины;
10 — сухари;
11 — рычаг привода клапана;
12 — пружина рычага;
13 — регулировочный болт;
14 — контргайка регулировочного болта;
15 — втулка регулировочного болта;
16 — стопорная пластина пружины рычага.
Клапан и другие детали постоянно нагреваются во время работы. Расширение возникает как раз из-за того, что температура в какой-то момент становится слишком высокой. Конец шейки будет упираться в деталь толкателя, если теплового зазора нет. Гнездо останется приоткрытым, что приведёт к определённому снижению в показателях мощности.
Другие серьёзные последствия такой ситуации: нарушение настроек в газораспределительном механизме, перерасход топлива. Карбюратор в этом случае тоже страдает.
Цилиндр для поступления топливной смеси или выхлопа не будет открываться в полной мере за счёт головки клапана при наличии слишком большого зазора. Потому регулировка зазоров клапана двигателя становится необходимостью. Иначе будут улучшаться эксплуатационные характеристики. Минимальное изменение размеров составляет 0,15 миллиметров, для любых деталей.
Описание регулировки часто предполагает использование специального щупа.
Его диаметр как раз и подбирается в зависимости от показателей, о которых говорится выше.
Необходимость регулировки
Проведение технических осмотров часто откладывается на неопределённый срок, особенно, неопытными владельцами ВАЗ 21074 и других машин. Обычно ссылаются на то, что двигатель долгое время работает стабильно. Но температура постоянно меняется, что всегда действует на детали внутри транспортных средств.
Необходимость регулировки клапанов определяется по поведению силового агрегата ВАЗ 2107.
Существует несколько ситуаций, когда возникает необходимость провести техобслуживание клапанов:
- Сильно увеличился расход топлива.
- Мотор потерял мощность.
- После последнего регулирования пробег превышает 15 тысяч километров.
- В районе крышки ГБЦ появился характерный шум.
- Проводится ремонт ГРМ, пусть и самый мелкий.
Во многих современных машинах стоит гидрокомпенсатор, благодаря чему инструкция по регулировке клапанов становится ненужной. Но это правило не распространяется на тех, кто управляет классическими автомобилями серии ВАЗ.
Подготовительный этап
Подготовка — важный этап в любой работе. Порядок регулировки клапанов не исключение. Иначе невозможно будет достичь поставленной перед собой цели. Обычно приготовления состоят из двух этапов:
- Готовятся устройства и инструменты;
- Далее переходят к автомобилю на газупод газ.
Перед проведением ремонта любого характера автомобиль обязательно нужно помыть – это правило тоже должен соблюдать каждый автомобилист. Схема/таблица регулировки клапанов предполагает, что чистятся не только внешние, но и внутренние части транспортного средства.
- Нужна ровная площадка с хорошим освещением, куда ставится и сама машина.
- Рейка для регулировки клапана берётся потом, сначала используется стояночный тормоз для фиксации положения колёс.
- Быстрая регулировка клапанов требует включения зажигания, после чего извлекается ключ.
- Если имеющегося освещения недостаточно, надо поставить нужное количество дополнительных его источников.
- Готовится щуп толщиной 0,15 мм, комплект с гаечными ключами.
- Зачем регулировать клапаны? Об этом уже было рассказано ранее. Нам нужно снять крышку ГБЦ, а также корпус у воздушного фильтра.
Этапы регулировки
После выполнения всех подготовительных процедур можно перейти к главному этапу – регулировке.
- Поочерёдно, между кулачком и рычагом 6-ого и 8 клапана надо вставить щуп. После регулировки клапанов он убирается.
- Зазор находится в пределах нормы, если для прохождения щупа приходится приложить определённое усилие.
- Последовательность регулировки клапанов говорит о том, что необходимо предпринять другие меры, если никаких препятствий на пути движения инструмента не возникает.
- Нужно взять ключ на «13», чтобы зафиксировать головку регулировочного болта. Размер щупа для регулировки клапанов был описан выше. Ключ на «17» поможет отпустить контргайку. Болт необходимо довернуть в одну из сторон, в зависимости от того, уменьшается зазор или увеличивается. Регулировка по шаблону предполагает и проведение финальной проверки.
Процесс регулировки клапанов ВАЗ 2107 своими руками.
Именно таким образом проводится регулировка тепловых зазоров клапанов для каждой из детали. Коленчатый вал каждый раз поворачивается от первоначальной точки не менее, чем на 180 градусов.
Приспособление для регулировки клапанов должно позволять поворачивать и распределительный вал на 90 градусов.